Пролог. Знаки лезвий нашей истории

Настоящий пролог предваряет серию статей, посвященных сущностным аспектам современного управления с применением задач. За основу повествования взят не традиционный подход курсов МВА или учебников для магистров высшего образования, а логика обыденного сознания современного человека. Мы используем множество примеров, аллегорий, метафор из обыденной жизни, позволим себе немного пофантазировать и, конечно, заглянем в историю. Истории вопроса будет уделено отдельное внимание, без нее нет настоящего, в ней истоки будущего.

Из будущего к прошлому

Более 30 лет назад я посмотрел фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Было непонятно, почему этот фильм 1982 года производил впечатление. Сюжет разворачивается в 2019 году, когда на Землю вернулась группа созданных с помощью генной инженерии андроидов, называемых репликантами. Их цель – найти способ продления короткой жизни, заложенной разработчиками. Герой-полицейский (Гаррисон Форд) гоняется по депрессирующему Лос-Анджелесу будущего и убивает репликантов. Сюжет достаточно банальный, но что-то в этой киноленте показалось существенно глубже типичной истории.

То ли это красота героини-репликантки (Шон Янг), то ли гротескные формы опустевших зданий с орнаментами и формами зодчества Майя, омываемые непрерывными потоками воды с неба? Вероятно, это великолепный саундтрек Вангелиса или Филип К. Дик, которого я люблю, или сновидческий образ Единорога? Наполненная многослойными символами картина в сознании постепенно встала в один ряд с «Солярисом» Андрея Тарковского. Но как же это связано с предметом наших изысканий? Есть три вещи, ради которых я и завел речь о названном фильме.

  1. Слово «лезвие» имеет какое-то особое, почти мистическое значение. Это происходит в силу того, что в жизни суть любых значимых действий, событий, внутренних состояний человека сосредоточена на очень неустойчивой грани выбора. И, по большому счету, только подобное хрупкое состояние дает возможность человеку пройти путь, не сорвавшись в бездну энтропии, поджидающую его по обе стороны абстрактной тонкой линии. Однако есть личности, которые идут по лезвию, словно по столбовой дороге, – мы их называем гениальными. И значительно чаще встречаются люди, которые постоянно сваливаются с «острия», – таких считают неудачниками.
  2. Реплика, в смысле копии или клона, может оказаться лучше исходного оригинала. Например, в конце названного фильма репликант продемонстрировал подлинное великодушие, и остается загадкой, насколько он мог бы превзойти человека, дай ему создатели возможность жить.
  3. На дворе 2017 год, не за горами и 2019-й. Это значит, что будущее уже где-то рядом. И проблемы, поднятые в фильме, все ближе. Луна, Марс, ближний космос, дальний космос, искусственный интеллект, генетически улучшенные люди. Все это – конкретные задачи, которые ставятся конкретными людьми. И контекст этих задач, хотим мы этого или нет, имеет коммерческую природу. Не будем об этом забывать.
Бегущий по лезвию Ридли Скотта
Кадр из кинофильма «Бегущий по лезвию» Р. Скотта

При чем здесь проблемы современного управления, вновь спросите вы? В ходе наших размышлений, я надеюсь, мы получим ответ на этот вопрос. Во всяком случае, три названных выше лейтмотива пройдут красной нитью через повествование, затрагивающее сущностные моменты парадигмы управления от задач. Не секрет, что управление бизнесом постоянно развивается, появляются все новые и новые компоненты в системе управления. Управление становится все сложнее и сложнее, а события ускоряются и ускоряются. Растет непредсказуемость и риски принимаемых решений. Увеличивается ли при этом эффективность? У кого-то она растет и прогрессирует, а кто-то, как уже было замечено, «сваливается» и выбывает из игры.

У бизнеса, как и любого дела нашей жизни, на мой взгляд, должны быть опорные точки в контексте эффективного управления. И они могут не зависеть от многосложной модели, которая применяется в конкретной компании. Эти базовые моменты универсальны, они подобны символу веры и основным заповедям в авраимических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Духовное служение – это тонкая многоуровневая система, но есть ее основа, как некий фундамент, очень краткий, понятный и ясный. К этому фундаменту всегда можно обратиться, опереться на него и снова вернуться на путь исканий.

Так же и в бизнесе: такая опора крайне необходима, должен быть некий исходный код управленческих действий. Этот код универсален, он может быть применен в быту, в бизнесе, в государственном управлении – где угодно. Его составляющие обязательно несут в себе национальные особенности, т.е. он имеет черты генетического кода, присущего определенной нации и территории. И он всегда имеет историю возникновения и развития. Именно поэтому, говоря об основных моментах управленческой парадигмы России, мы не можем не обернуться на нашу историю.

История как знаковая цепь

Для того чтобы рассуждать о динамике парадигм управления в контексте истории их развития, нужно оперировать достаточно длительными промежутками времени, которые укладываются не в одну человеческую жизнь. Смена поколений в 25 лет для этого не годится, даже Кондратьевские циклы в 48-50 лет не совсем подходят для серьезных заключений. Оптимальным временным отрезком для анализа и осмысления являются 1,5-2 века, особенно для такой страны, как Россия. Попробуем углубиться в нашу деловую историю на уровне ярких, запомнившихся большинству россиян событий и людей. Попытаемся оценить масштаб задач, которые им удалось решить для своего времени.

  1. Тверской купец Афанасий Никитин в конце XV века (1468-1471 гг.) совершил путешествие в Индию и Персию, оставив после себя удивительный по жизнеописанию литературный дар для потомков «Хождение за три моря». Ценны не только его записки как важнейший источник знаний о новом торговом пути, но и сам путь, который, несомненно, способствовал развитию торговли между Европой и Азией. Была ли поставлена А. Никитину задача и кем, мы не знаем, но роль этого удивительного человека значительна для России.
  2. Казацкий воевода, волжский атаман Ермак Тимофеевич (1532(34)-1585 гг.) был человеком служилым, и его трудно было отнести к людям стяжания и делового промысла. Он со своей дружиной совершил исторический подвиг, открыв для России в период лихолетья путь к прирастанию Сибирью, освоения ее богатств и недр. Произошло это в походе вдоль берегов рек Тобол и Иртыш. В народных легендах Ермак видится могучим человеком славянской внешности, хотя до сих пор его национальная принадлежность остается для исследователей загадкой. Одним из поверий является то, что с тюркского Ермак означает «прорыв», «прорва» – во всяком случае, такого имени в православном именослове нет. Очевидно только одно: Ермак и его боевые ратники были обласканы Иваном IV (Грозным). Воевода до момента гибели носил кольчугу с царским символом на груди. Знамя дружины украшали Единорог и Лев – тотемы Ивана Грозного. Мы никогда не узнаем, ставил ли царь задачу перед Ермаком, результат которой фактически был достигнут. Скорее всего, личные интересы и ценности казацкого вождя совпали с исторической ситуацией в противостоянии Руси с Сибирским ханством. Во всяком случае, имя этого героя навеки вписано в народный эпос России.
  3. Великие династии российских промышленников: Строгоновы, Демидовы и другие. Производственная «империя» Строгоновых берет свое начало с заводов Уральского Прикамья. Эти известные купцы и промышленники XVI-XX веков – выходцы из разбогатевших крестьян поморья, семейное солеваренное дело открыл родоначальник Аникий Строгонов в 1515 году. Династия Демидовых началась с тульского кузнеца Никиты Демидова (1656-1725 гг.), сумевшего заручиться поддержкой Петра I. В 1702 году Демидов получил в управление государственные Верхотурские заводы на р. Нейве, с этого момента был начат успешный путь семьи. Род Демидовых насчитывает двенадцать ярких имен заводчиков, каждый из которых внес свой вклад не только в состояние клана, но и в экономику страны.
  4. Купцы-староверы 18-19 веков известны в России торговлей и производством, но самое главное заключается в том нравственно-этическом комплексе, который они несли с собой в дело. Такие имена, как Савва Морозов, Павел Рябушинский, Козьма Солдатенков, Елисей Третьяков, Яким Рязанов и многие другие вписаны в летопись Российской истории предпринимательства и меценатства. Вопросам особой этики в нашей серии мы посвятим целую статью. Ведь именно старообрядцы на практике сумели обеспечить реализацию той управленческой парадигмы, которую мы пытаемся осмыслить.
портреты купцов
Портреты (слева направо) Ермака Тимофеевича, Г.Д. Строгонова, А.Н. Демидова, П.М. Рябушинского

Лезвие бритвы Ивана Ефремова

Что объединяет всех людей из описанной выше немногочисленной группы? Во-первых, это сильные личности и лидеры своего времени. Во-вторых, они обеспечили экономический, иногда политический, а иногда и культурный прорыв в жизнеустройстве России. Наконец, обозначенные люди сумели на своем жизненном пути найти свое «лезвие бритвы» и достойно пройти по нему. Я здесь говорю об очень сокровенном внутреннем состоянии человека, которое в русских народных сказаниях называлось «поймать за хвост жар-птицу». Успешные люди, в современном понимании этого слова, иногда чувствуют подобное состояние, которое как будто само ведет человека к его внутренней Правде – по особому, известному только ему Пути.

В этой связи я не могу не вспомнить о писателе-фантасте Иване Антоновиче Ефремове, который в 70-е годы считался на Западе чуть ли не пророком и который так бездарно усилиями официальной советской критики был предан забвению. Мне кажется, идеализированное, но чисто российское видение будущего в его романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка» еще переживет свое второе рождение. Однако в поисках истоков парадигмы управления от задач я не могу не обратить внимания на отдельно стоящую работу И. Ефремова «Лезвие бритвы». Это приключенческий роман, имеющий глубокий философский смысл, в котором реализована попытка разобраться во множестве психолого-антропологических аспектов.

лезвие бритвы И. Ефремова

Среди вопросов, которые поднимает автор, есть интересный момент, связанный с состоянием инсайта, т.е. прорыва во внутреннем видении проблемы и кратковременного видения решения задачи, стоящей перед человеком. Такие уровни восприятия доступны человеку не только в измененном состоянии сознания. Они могут возникать, например, в медитации. В Даосизме подобные внутренние явления называется «Ци», когда разнонаправленные полярные энергии уравновешиваются. Тогда вдруг на мгновение открывается высокое Знание, и становится виден Путь Дао.

В православии такое явление называют Благодатью Господней. Достижение похожих состояний верующего человека встречается и в Исламе, и в Иудаизме на достаточно высоком уровне духовного развития человека. В современной бизнес-деятельности иногда используется практика, напоминающая по результату инсайт. К ней относится развитие бизнес-интуиции, но это далеко не одно и тоже, что и состояние Ци. Ци, в первую очередь, ощущение эмоционального и телесного равновесия, когда нет ни отрицательных, ни положительных эмоций. Внутренний диалог останавливается, и происходит кратковременное соединение с высшими духовными слоями человека, например, с его миссией и предназначением в этом Мире.

Иван Ефремов усматривает «лезвие бритвы» в двух равноправных углах зрения на человека: с позиции осмысления меры его красоты и с позиции внутреннего психофизиологического состояния. В обоих случаях поиск тонкой гармонии происходит в диалектическом единстве и борьбе противоположностей и затрагивает, по существу, разные стороны человеческой природы. «Нормальный человек – это тот, у которого, выражаясь фигурально, стрелка показателя психики трепещет на нуле, на неощутимой грани между сознанием и подсознанием, взаимодействующими и сливающимися вдоль этого тонкого, как… лезвие бритвы, психического стержня, абсолютно здорового «я»».

Если бы я был читателем, то обязательно спросил: «О чем тут речь, не пойму?». Предлагали разобраться с управлением от задач, а завели непонятный разговор про психические состояния. Очень надеюсь на то, что в следующих материалах серии мы увидим, что вещи эти связанные. Высокое духовное начало, психологические состояния, нравственность, затем этика и, наконец, реальный контекст деловых отношений и событий неизбежно приводят к выбору средства управления.

Откуда берутся задачи? Как их правильно ставить, чтобы этический комплекс постановщика и исполнителя не были нарушены? Куда ведут задачи и где их современное воплощение? Таковы ключевые вопросы, которые для успеха управления имели и будут иметь непреходящее значение. Поиску ответов на эти и другие вопросы мы посвятим осмысления в статьях данного спецпроекта.

Вернуться к оглавлению