Часть IV. Исторический аспект задачной методологии
В нашей серии мы рассматриваем сферу, которая позволяет человеку зайти за то, что дано ему в настоящем времени. Постановщик задачи в каждый момент действительно опирается на то, что ему уже де-факто дано. Возникает вопрос: «Кем дано»? Современный человек скажет: «Сам взял», но еще 100 лет назад так выразиться люди не могли. В настоящей статье мы рассмотрим историю развития деловой сферы нашего государства в пределах от середины XVIII века до конца столетия XIX-го. Нас будет интересовать, какие традиционные предпосылки сформировались в национальной культуре для закрепления в сознании деловых людей элементов задачной парадигмы.
- Пролог. Знаки лезвий нашей истории
- Часть I. Базовые источники и средства управления
- Часть II. Понятие задачи как средства управления
- Часть III.I. Тонкая настройка методики управления от задач
- Часть III.II. Тонкая настройка методики управления от задач
- Часть III.III. Тонкая настройка методики управления от задач
- Часть IV. Исторический аспект задачной методологии
- Часть V.I. Как из задач рождаются процессы бизнеса?
- Часть V.II. Как из задач рождаются процессы бизнеса?
- Часть V.III. Как из задач рождаются процессы бизнеса?
- Часть VI. Пути преобразований управленческой концепции
- Эпилог
Как сформировался интерес к методологии?
Скажите, а кто не любит сермяжную истину даже в современную эпоху гигантских скоростей? Мне вообще представляется, что топ-менеджмент за последние годы серьезно подустал от навороченных моделей управления, которые добавляют эффективности чуть ли не меньше, чем простые дедовские способы ведения хозяйства. Примерно пятнадцать лет назад я впервые услышал основные моменты метода управления от задач из уст консультанта по управлению Кузнецова Олега Всеволодовича (носителем технологии являлся Центр финансовых и управленческих технологий, г. Екатеринбург).
Простота и ясность метода подкупили, хотя и было осознание, что не следует фанатично воспринимать этот новый для понимания способ управления. Но с тех пор я начал постепенно интегрировать данную управленческую практику в свою ежедневную деятельность, и, надо признать, не безуспешно. Благодаря ей стали совершенно иначе, легко и понятно восприниматься проектная и процессная концепции. Интересно, что практически к каждой новоявленной западной теории задачный «ключик» подходит. В контактах с Олегом Всеволодовичем возник интерес, откуда такое цельное видение системы, где ее корни. Сам О. Кузнецов родом из Сибири, настоящий природолюб, умеет интересно рассказать про тайгу, тайменя, Енисей и людей, которые живут на берегах этой Великой реки.
На его семинарах неоднократно звучало, что элементы методологии возникли достаточно давно и свойственны были природе дореволюционных людей дела, купцов, которые, как и он, родом из-за Уральского хребта. Характерен пример, который был приведен однажды: Сибирь, таежная заимка, купец призывает к себе нескольких охотников. Ставится задача: пойти в тайгу и не позднее семи часов вечера третьего дня доставить в сени купеческого дома 150 белок, битых в глаз. Один старожил взялся за урок и в 19-00 спустя трое суток представил приказчику ровное число тушек зверьков в полном согласии с уговором.
После семинаров я долго размышлял над предложенной точкой зрения. Все это привело к тому, что возникла потребность внимательно посмотреть на нашу историю, тем более, что с событиями относительного недавнего прошлого нашей страны связано много мифов и небылиц. Но есть и крупицы правды. Одна из них состоит в том, что самые сильные представители когорты купечества и плеяды фабрикантов были выходцами из старообрядческих общин раскольников, долгое время проживавших в глуши Российской Империи. К слову сказать, неслучайно подошло время, когда в связи со столетием Октября 17-го в СМИ, Рунете стали активно муссировать тему переосмысления исторических уроков, чему весьма способствует в текущий момент настоящая травля России Западом.
Семантика основных управленческих терминов
Начал я с того, что стал исследовать два древнеславянских слова: «задача» и «работа». Препарируя морфологию задачи, удалось выяснить, что род всего слова соответствует женской природе древнего корня «да», который в последующем развился в наиболее широко употребляемый глагол «давать» и его производные. Исходный смысл корня «да» заключался в материнском производящем начале, буквально означающем «дающая». Производные от корня, дошедшие до наших дней:
- «страда», означающая сбор урожая злаков или роды, слово, развившееся впоследствии в «страдание» (многосоставное слово из слогов-корней: «ст», «ра», «да»);
- «вода» – среда, форма материи, из которой зародилась жизнь и т.д.
Таким образом, буквально, отталкиваясь от древнеславянского смысла слова «задача», можно рассматривать его как действие за рожденной данностью. Даже не действие, а новое состояние объекта с превышением того (меры, количества, текущего состояния), что дано или рождено. Не требуется быть лингвистом, чтобы усмотреть в подобной семантике логику. Еще несколько моментов о слове «работа». Это слово, не менее древнее, имеет глубокий сакральный смысл и может быть переведено как «говорить с Богом». Это двусоставное слово включает корни «ра» (Бог Солнца) и «ботать» (говорить, разговаривать, общаться).
Что мы с вами видим? В повседневной управленческой практике применяются исконные национальные слова, которые пришли в язык с давних-давних времен, еще до «Царя Гороха». Эти слова до сих пор несут мощный заряд, который внесли в него пращуры. В первом случае – двигаться за рожденную данность (кем рожденную?), во втором случае – вести разговор с Высшим началом, созидая. Кстати, и слово «созидая» из того же ряда, буквально означающее «рождая вместе с Богом». Вот так живут отголоски языческой магии здесь с нами, каждый день, в рядовой действительности. Интересно? Мне тоже стало весьма интересно.
А что можно сказать о морфологическом анализе и семантике других слов, которыми оперирует современный менеджер?
- Цель. Этимологически «цель» – слово древненемецкое, поэтому получив употребление сначала в оружейном деле Российской армии в XVIII веке как обозначение мишени, оно не получило такой глубины принятия, как, например, задача. Морфологически цель – однокоренное слово, имеющее корнем «цель», длинной в четыре буквы. «Семя» слова народом до сих пор не распознано, оно пришлое.
- Функция. Слово происходит от латинского function. Слово относительно молодое в употребительной практике нашей страны. Сначала оно стало проникать с развитием образования и науки, когда в математических дисциплинах, а затем и в других естественных науках, термин получил распространение. Как управленческое слово «функция» появилась в нашей стране не ранее середины 20-го века, эпизодически подменяя более распространенное «обязанности».
- Не вызывает никакого сомнения инородность происхождения таких слов, как «проблема», «проект», «процесс». Все это термины, заимствованные в быт и деловую сферу россиян в последние 100-150 лет максимум.
- Поскольку мы соотносим в наших статьях четыре источника-средства управления («проблема – задача – цель – мечта»), о мечте никак забыть не вправе. К счастью, это слово также имеет древнеславянскую природу и корнем восходит к слову «мьчьта», что от первоисточника означает видение, призрак, упорядочение красивых мыслей. Корень «меч» тут ни при чем.
Прогресс и купечество
В предыдущем разделе мы разобрались, что исконно русскими словами, присутствующими в настоящее время в деловом словаре, являются две ключевые позиции: задача и работа. Заслуга того, что оба этих слова не канули в лету со множеством других замечательных, энергонасыщенных и народом принятых слов во многом принадлежит русскому купечеству. Нисколько не хочу умалить достоинств купечества других национальностей, тех же татар, бухарцев, немцев, евреев и других. Объективности ради нужно признать, что львиную долю успеха и по численному составу, и по уровню достигнутого капитала внесли православные люди дела, причем самая сильная их часть была староверческой.
На Руси купеческая форма предпринимательства появилась еще задолго до ее крещения. Вместе с тем, первые упоминания о купечестве в древних источниках можно найти, начиная с X века. В раннюю эпоху феодализма, еще до татарско-монгольского ига, наиболее значимой корпорацией купечества было «Иванское сто» в Новгороде. В XIII-XIV веках параллельно с развитием городов, особенно в северо-западной части Руси, институт купечества получает новый импульс к развитию, чему способствовало развитие нового центра городов русских – Москвы. Самое интересное, что примерно до середины XVII в. смысл слова «купец» было – не представитель торгового промысла, а человек, покупающий товар. Золотым веком российского купеческого предпринимательства считается период с 1785 года, когда Екатериной II была введена трехступенчатая система купеческих гильдий, до 1861-го, в который крепостное право было отменено.
С этого момента гильдейскому купечеству был нанесен урон, из числа бывших крестьян начал постепенно развиваться новый тип буржуазии, и рост купечества практически остановился. Если в 40-е годы XIX в этом сословии находилось около 220 тыс. человек, то к концу века их численность практически не увеличилась. Сказать, что только купечество России было двигателем социально-экономического прогресса, наверное, будет неправильным. Однако не учитывать того гигантского вклада, который осуществило купечество, накапливая первоначальный капитал для последующих вложений в промышленность, было бы тоже ошибкой.
Мы можем посмотреть на любую страну, в которой формирование новых производственных отношений находилось в какой-то момент на переломном этапе. Тогда увидим, что первичное накопление капитала в основе своей связано с двумя аспектами: ростовщичеством и торговыми операциями. Взять Америку 1,5-2,5 века назад, взять Россию в обозначенный выше «Золотой век» гильдейского купечества, или обратить внимание на период с 1991 г. по текущий момент в нашей стране. Происходят очень похожие события: ростовщики и предприниматели от торговли извлекают максимальные прибыли. Даже сейчас сказать, что эпоха активного приращения торгового капитала в России завершена, затруднительно.
Это связано не с тем, что нет насыщения коммерческими предложениями. Реальному сектору экономики просто не дают развернуться, и финансовый рынок не перестал быть спекулятивным. Чтобы там ни говорили про коррупцию и санкции, объективно и исторически процесс накопления и перераспределения капитала еще не завершен. Норма прибыли из ритейла и банковского сектора не перетекла окончательно в производственный сектор, Рубикон не преодолен. А международный капитал этому всеми силами противится с его мощным лобби. Однако объективно остановить этот процесс не удастся, со временем производственные отношения сами себя воспроизведут в новой или измененной формации.
Движение к капитализму и религиозные новации
Купечество в России в XVIII-XIX вв. получило мощный импульс к развитию и послужило наряду с помещичьим землевладением главной основой для становления капиталистических производственных отношений. В литературе выделяются разные виды купечества: малоэтническое, иностранное, традиционное, старообрядческое. Последний вид купечества, зародившийся почти 100 лет спустя с Никонианской реформы (1653- 1685 гг.), занимает особое место. В первую очередь, купечество Раскола проявилась как когорта людей дела, которая на протяжении почти двух веков, в течение нескольких поколений, предъявляла особую культуру, этику отношений внутри общин и во внешних отношениях с окружающим миром.
До середины 20-го века вопрос связи этики, в том числе религиозной, и экономики подвергался глубокому научному осмыслению. В настоящее время эта тема вновь становится актуальной в связи проблемами мироустройства. Классической работой в данном направлении считается монография известного немецкого мыслителя Макса Вебера. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма» (4) в свое время вызвала большой резонанс в среде экономистов и социологов. Несмотря на то, что в Европе за последние сто лет развился религиозный нигилизм, позиция Вебера заслуживает внимания и до сих пор актуальна.
Макс Вебер предложил концепцию, согласно которой протестантская Реформация (1517-1648 гг.) Европы открыла путь для серии революционных и эволюционных преобразований производственных отношений в их капиталистическую форму. Вебер считал, что за счет Реформации индивидуализм упрочил себя, это активно способствовало возникновению духа рационального капитализма. Заслуга немецкого ученого состояла в том, что ему удалось убедительно показать, как протестантская этика оказалась не только носителем религиозного догмата, но и стала базисом для рационального хозяйственного устройства нового типа.
С одной стороны, протестантская этика как выразительница идей «духовного мятежа» против папского произвола стала носителем новой идеологии, провозглашающей экономию и накопительство в качестве главных добродетелей. С другой стороны, стали активно поощряться вложения в производство и другие сферы экономики. Это дало толчок к развитию стран, где Реформация победила. Так же, как и в Европе, раскольническое движение в России имело протестную природу, и поэтому ряд авторов (1, 6) сравнивают протестантство и старообрядчество как близкие по своей природе катализаторы новых капиталистических отношений. Но так ли они похожи между собой?
Направления двух течений (протестантизма в Европе и старообрядчества в России), с одной стороны, были противоположны. Реформаторский дух протестантизма вел к тому, что христианство становилось все более светским, этика и социальное служение как идеи стали постепенно доминировать в обществе. Раскольники же главной своей целью ставили сохранение исконной религиозной традиции, неизменность обрядов и богослужения.
Оба движения носили протестный характер, прошли через длительный период гонений и испытаний. При этом проект протестантской Реформации можно считать успешным, а основные задачи старообрядчества так и не решены до сих пор. Однако самое интересное, что эти два совершенно разных движения, которые возникли в одном случае в Европе и в США, а в другом – в патриархальной России, привели к весьма похожим результатам. Производственные отношения благодаря им стали развиваться более динамично, а капиталистический способ хозяйствования – укрепляться.
Несло ли старообрядчество новое, и в чем оно состояло?
В настоящей статье мы не будем разбираться в том, какие виды старообрядчества возникли за его историю, не прибегнем к изучению центров его развития, не углубимся в биографии и заслуги сынов Раскола – самых известных купцов-старообрядцев (Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Брагиных и т.д.). Наша цель – понять, в чем феномен возникших предпринимательских новаций, которые привнесли эти люди в этику производственных отношений середины XIX века. Необходимо увидеть, какое значение имели события той эпохи для формирования элементов методологии, рассматриваемой нами в контексте управления от задач.
Чтобы проникнуть в суть старообрядчества, не вдаваясь во все многообразие происходящего в рамках данного явления, проще обратиться к видению процессов того времени, которые изложены в книге Даниила Андреева «Роза Мира». Самое ценное для нашего осмысления в этом произведении в том, как автор характеризует институт Российской государственности. С позиции Андреева, государство на Руси испокон веков выполняло роль не только подавителя светского инакомыслия, но несло в себе сущность, которая неуклонным образом стремилась изгнать и даже уничтожить любое неприятие официальной догмы верования.
Впрочем, это касалось не только Православия – официальной религии Российской империи, но и Ислама, второго по значимости вероучения. Раскол, возникший в начале второй половины XVII века в Русской Православной церкви, привел к тому, что сторонники старых обрядовых традиций стали считаться еретиками и оказались подвергнуты гонениям. Такие действия государственной власти, сравнимые с геноцидом, наиболее жестоко были проявлены на первом этапе после Раскола, а затем волнами еще неоднократно возвращались вплоть до революционных событий 1917 г.
Естественно, что старообрядческие общины, став изгоями официальной власти, оказались на грани выживания. В ходе естественной эволюции и порой героической борьбы за идентичность и воспроизводство старых канонов, за факт самого физического существования возникло весьма парадоксальное явление. Религиозный консерватизм, граничащий с жесточайшим догматизмом, в своих недрах стал рождать новации, которые и были вызваны потребностями выживания. Апеллируя к уложениям Ветхого Завета, постепенно на первое место стал выходить постулат о благословении того, кто наживает богатство для поддержки и питания других.
Исходя из логики повествования Раскова Д.Е. (1), у старообрядцев-раскольников возникло два вида новаций, первое из которых касалось религиозного культа и мировоззрения, а второе открывало определенные горизонты в хозяйственной деятельности старообрядческих общин. Так шаг за шагом формировался новый, более лояльный взгляд на торговлю как средство обеспечения жизнедеятельности общины. В то же время богатство у старообрядцев начало играть сугубо утилитарную роль, не становясь самоцелью. Православная нравственность и трудовая общинная этика, наряду с аскетизмом и глубокой методичностью, все время оставались на первом месте в их жизненном укладе.
Деловые и нравственные качества староверческих управленцев
Напомню, что мы говорим о времени деятельности первых трех-четырех поколений купцов-староверов, пик активности которых пришелся на период длиной примерно в 80 лет (с конца XVIII века до начала второй половины XIX века). Когда сложились исторические условия, в среде общин стали происходить изменения, из среды самых активных общинников начали выдвигаться лидеры, обладающие торговой смекалкой и управленческой хваткой. Нам важно понять, какие черты были присущи людям, которые в последующем сыграли колоссальную роль в формировании новой экономики России.
- Высокого уровня аскетизм, который также называли «мирской аскезой». Духовная и предпринимательская жизнь человека были тесно переплетены между собой. Границы между человеческим миром и миром священным размыты благодаря высочайшей самодисциплине труженика, посвятившего свою жизнь служению Господу и братской общине. Аскеза – инструмент такого служения, основанный на строгом соблюдении канонов, традиций, ритуалов старообрядческого уклада. Страх «прелести», бегство от роскоши, самоограничение, неприятие «жизненных радостей» в сочетании с воспроизводством состояния внутренней гармонии в значительной степени рационализировало деловую сторону жизни общинников.
- Трудолюбие, граничащее с самоотверженностью и самопожертвованием. Праздность рассматривалось как урочище зла, внутренняя дисциплина староверов ориентировала на низкий удельный вес времени отдыха. Кратковременный отдых сочетался с суровым многократным молитвенным правилом, при этом основное время уделялось труду. Для зарождающихся в среде старообрядцев людей дела богослужение и труд во имя благосостояния общины было центральным местом всей их жизни. Купцы новой формации неизбежно следовали этому принципу.
- Строгая мораль о бережливости. Крайне вдумчивое, основательное отношение к тратам, экономия во всем – это следствие столетия выживания, в котором существовало старообрядчество долгие годы. Все это подкреплялось и воспроизводило склонность к накоплению и значительно более низкий уровень потребления как в быту, так и в деловой сфере. Бережливая концепция жизнеустройства выгодно отличала представителей староверческих общин в среде делового сообщества России того времени.
- Особый дух доверительности в отношении представителей старообрядчества. В общинах царила братская атмосфера, люди были слиты единой верой, духовными событиями, молитвами, совместным трудом, честью по отношению друг к другу. Единая судьба в годину испытаний, единый образ мыслей, глубокое достоинство и ощущение избранности на духовном пути – все это не только объединяло людей внутри общин, но и приводило к уважению и доверию со стороны обычных мирян.
- Сформированные за годы нормы предписывали лидерам служение общинному делу, спасение веры и людей в периоды активизации гонений. Накопление богатства рассматривалось как средство укрепления общин и социального служения, но не как цель жизни. Отсюда произрастают корни таких явлений, как пожертвование наследства в пользу общины, меценатство, благотворительность и т.п.
- Высокий уровень образованности на основе древнеправославных трудов и традиций. Староверческие общины сохраняли и накапливали многочисленные библиотеки, и благодаря формированию порой весьма серьезных для того времени книжных фондов внутри общин действовала особая система образования. В среднем каждый член общины выходил во взрослую жизнь значительно более просвещенным, чем обычный житель России. Именно поэтому поздние купцы-староверы так стремились познавать новое, были подлинными новаторами своей эпохи, видели и чувствовали прекрасное, умели ценить подлинное искусство и были носителями идей гуманизма и просветительства.
- Лидеры общин в силу высокого уровня «намоленности» в каждодневных духовных уроках, вероятнее всего, имели в своем сознании ощущение сопричастности к велениям Духа как составной части православной Троицы. Выражаясь современным языком, они в большей степени, чем обычные люди, чувствовали и свою миссию служения, и свое предназначение. Это означает, что те задачи, которые они ставили перед собой и перед общинниками, были согласованы с их внутренней Гармонией, с их внутренним духовным Миром. Такое состояние дорогого стоит, поскольку открывает перед человеком практически безграничные возможности для саморазвития и самореализации.
- Немногословие, способность концентрированно и ясно излагать свою мысль.
Старообрядчество как основа новых производственных отношений
Задачная парадигма управления, о которой мы ведем речь в наших статьях, безусловно, основана на универсальных деловых принципах и не связана с видом производственных отношений по их формационному признаку. Вместе с тем, рыночная форма таких отношений лучше подходит для раскрытия подлинной сути задачной постановки, ее принятия ответственным ресурсом и исполнения. Однако рыночная система в ее абсолютном выражении свидетельствует об обезличенном характере взаимодействия в сделке и сопутствующих обязательствах.
Исторически доказано, что переход к подобного рода рыночной обезличенности происходил во многих странах через институт доминирующей в контактной среде общности. В этом смысле общности староверов как группы людей, объединенных одной верой, обладали целым рядом экономических преимуществ. Основная часть преимуществ уже была обозначена в предыдущем разделе настоящей статьи, но одно немаловажное качество осталось неакцентированным. Это высокий уровень ответственности, который вполне можно назвать гиперответственностью, в первую очередь, в отношении обязательств, которые купец-старовер принимал на себя в отношении с любым человеком.
Отсюда берет начало мифологизированный образ феномена купеческого слова, которое было крепче любой подписи на документе. Не приходится сомневаться, что в период расцвета купечества данное явление не только имело место, но и оказало значительное влияние на успех предпринимательской деятельности, особенно во время гильдейского купечества. Однако в более позднее время, когда многие члены старообрядческих кланов все активнее переходили в статус фабрикантов-капиталистов, сила феномена купеческого слова стала сходить на нет.
Самое интересное состоит в том, что высокий уровень ответственности по обязательствам демонстрировали не только купцы как лидеры, но и члены их семей, да и простые общинники. Они тянулись за «отцами-предпринимателями» и стремились соответствовать этой, постепенно переставшей быть уникальной, добродетели. Можно предположить, что именно усилиями купцов-староверов произошла трансформация коллективной формы ответственности, свойственной средневековой общинности, в ответственность, которая постепенно стала носить индивидуальный характер.
Можно ли экономисту, управленцу самостоятельно разобраться в специфическом явлении старообрядчества, из среды которого вышли самые яркие и самобытные предприниматели XIX века? Может ли ученый-историк осмыслить тот вклад, который внесли эти люди в самобытную этику производственных отношений начальной стадии капитализма в России? Вопрос непростой, он стоит на пересечении истории, обществознания, теологии и теории управления. Возникший феномен нельзя объяснить механическим противопоставлением православного традиционализма и обмирщением староверов в их предпринимательском порыве. На мой взгляд, очевидно одно: невольно купцы-староверы оказались проводниками симбиоза древнеславянской и византийско-православной традиции, которая несла в себе непревзойденную силу особого гармоничного с позиции этики промысла.
Заключение
В предыдущих статьях мы рассмотрели основные моменты методологии управления от задач в ее современной интерпретации. Если говорить предельно упрощенно, она состоит всего из семи пунктов, которые я позволю себе напомнить.
- Четкая, конкретная и однозначно понимаемая сторонами формулировка результата задачи, которую, абстрагировавшись от нюансов, можно смело считать сутью задачи.
- Срок, календарная дата исполнения задачи.
- Постановщик задачи (Ф.И.О.).
- Ответственный ресурс (Ф.И.О., бюджет).
- Документированная форма представления задачи. Устная форма постановки свидетельствует, что задача отсутствует, как, впрочем, и при такой формулировке, в которой нет хотя бы одного из названных выше параметров.
- Особая форма ответственности, которая подразумевает право принять задачу, и обязанность выполнить ее, не ссылаясь ни на что.
- Ответственность потенциального ресурса по задаче предполагает его способность оценить риск не достигнуть результата задачи в предложенный срок и принятие на этой основе решения о ее исполнении.
На уровне обоснованного предположения я рискну сделать заявление, что минимум четыре позиции из названных выше семи имели место быть в деловой практике управления купцов-староверов. 3, 4 и 5 позиции остаются под большим сомнением, но в то время в них не было такой явной потребности. Что я имею в виду, разберем по порядку. Основательность, вдумчивость купцов, которая внешне проявлялась в немногословии и сдержанности, позволяла им весьма четко формулировать требуемый результат задач во время их постановки. Причем, на первых порах, когда ресурсами по задачам выступали их братья-общинники, вопрос постановки решался легче в силу духовной сопричастности двух сторон к единой Вере. Срок задачи был непременным условием ее формулировки.
Развитый институт ответственности и братская атмосфера отвергали властное давление как инструмент принуждения к исполнению задач. И постановщик, и исполнитель понимали, что решение задачи вызвано целями выживания и упрочения позиции общины во враждебном мире. Культура внутри общин была патриархальной, с одной стороны, но, с другой, она носила черты и современной партиципативной культуры (некая форма интеллектуального, духовного равенства). Поэтому уровень этики в отношениях постановщика и ответственного ресурса был весьма высок. Купец, он же постановщик, сам был носителем и ресурсом по ряду самых сложных задач, трудился рядом с товарищами от зари и до рассвета, благодаря чему он и был лидером авторитетного типа.
Никаких доказательств того, что задачная методология имеет ясные и определенные исторические корни, у меня нет. Однако, как мне кажется, нам удалось в данной статье почувствовать некоторые моменты, которые гипотетически могли бы послужить базисом для признания ее историзма. Основы эти – абсолютно российские, глубже – древнеправославные, еще глубже – древнеславянские. Причем, подобная гипотеза нисколько не умаляет достоинств других духовно-культурных традиций, которые присутствуют на территории нашей страны до сих пор. Но в силу доминирующего положения русской культуры, исторические источники лучше всего донесли до наших дней особые знаки и сигналы, благодаря которым можно делать выводы.
В нашей серии статей мы прошли уже достаточно большой путь осмыслений. Какие бы интерпретации исторических событий мы ни рассматривали, я считаю, что реплика византийской цивилизации (просуществовавшей, к слову, тысячу лет) в форме российской государственности и духовной традиции состоялась и удалась. Является ли она лучше, чем первоисточник, судить сложно. Во всяком случае, история нашей страны не перестает преподносить все новые и новые сюрпризы. Одним из них является феномен старообрядческого купечества, которое сумело не только в своих помыслах, но и на деле пройти по очень тонкому лезвию и достичь небывалых успехов, в том числе и в практике управления.