Современные методы проектного финансирования
Содержание
В наших статьях мы исследуем зоны успеха проектной деятельности в стране и в отдельных компаниях. Одним из важнейших моментов для реализации проектных задач является достаточность финансовых средств. Проектное финансирование обладает весомым потенциалом поднятия национальной экономики за счет интересных инструментальных решений. В условиях санкционного прессинга, дороговизны заемных средств, слабой бюджетной поддержки эта форма ресурсного обеспечения способна стать локомотивом развития проектной деятельности.
Понятие проектного финансирования
В бизнес-практике мы наблюдаем четыре сложившихся формы источников финансирования. Обращаю ваше внимание, что мы говорим о «пассивной стороне» средств компании, что в учете принято называть «пассив баланса» или источниками средств, которые предприятие вкладывает либо в производственно-оборотную сферу, либо в развитие бизнеса. Структура источников складывается из четырех возможных форм.
- Собственный капитал (кроме уставного капитала).
- Заемный капитал.
- Капитал участников общества.
- Временный источник, заключенный в расчетах с иными кредиторами.
Предметная область статьи отсылает нас к тем внешним источникам, которые служат сфере, именуемой «финансирование проектов». Современная деловая практика свидетельствует, что способы внешнего финансирования проектных задач могут быть как классическими, так и новаторскими. На Западе более тридцати лет применяется особая инструментальная форма, которая получила название «проектное финансирование».
Любое финансирование проектных задач связано с сопутствующими рисками. Поэтому финансирование инвестиций должно иметь обеспечение на случай наступления рисковых событий как для компании-инициатора, так и для инвесторов и кредиторов. Проектное финансирование предполагает, что обеспечением погашения долгов по привлеченным источникам являются денежные потоки, возникающие как результат выполнения проекта. Иными словами, успех проекта сам воспроизводит гарантии, что инвестиционные ресурсы будут возвращены вкладчику.
Инвестор или финансовый посредник подвергает тщательной оценке содержание инвестиционного объекта. Выясняется, способна ли проектная задача обеспечить в результате уровень доходов, достаточный для погашения заимствований и платы за них, удовлетворения ожиданий инвесторов. Имеются в виду портфельные, институциональные и стратегические инвесторы, действующие во имя прибыли от дивидендов, процентов и роста стоимости бизнеса. Помимо займодателей и инвесторов на рынке существует целая плеяда финансовых посредников, которым данный вопрос также немаловажен.
Проектное финансирование опирается на эффекты генерации денежной наличности самого проекта, а не внешних к проекту имущественных комплексов, таких как оборотные и основные средства, имеющие рыночную оценку, или стоимость компании до начала проекта. Последние также могут быть обеспечением для заимствований. Однако часто таких ресурсов, например, у молодых инновационных компаний попросту может и не быть, чтобы предоставить их под обеспечение. Финансирование проекта в настоящей форме позволяет его учредителям при обоснованном ожидании высоких доходов и учете рисков смело выходить на рынок и заявлять намерение поделиться выгодами в качестве платы за ресурсы.
Условия регресса на заемщика
Проектное финансирование имеет особенности, связанные с явлением так называемого регресса. Содержание регресса с точки зрения делового оборота и гражданского законодательства подразумевает право истребования обратно денежного долга, возникшего в результате исходного выполнения обязательства кредитором. В этой связи различают три формы финансирования инвестиционных проектов.
- Без права обращения регресса на компанию-заемщика. Данная форма – самая рисковая для кредитора, в какой роли бы он ни выступал: займодателя или инвестора. Без права регресса кредитор не защищен от потерь по результатам выполнения проекта. Для заемщика безрегрессная форма финансирования является самой дорогой, поскольку настоящий порядок предполагает дополнительную компенсацию рисков для займодателя. Проекты, принимаемые под внешнее финансирование без права регресса, должны быть глубоко проработанными, обладать доказательной базой успешности и иметь отличные финансово-экономические и рыночные показатели.
- С правом полного регресса на заемщика. Проектное финансирование благодаря данной форме производится со стороны кредиторов проектов с существенно меньшим уровнем ответственности. За счет снижения рисков займодателей и учредителей цена финансовых ресурсов может быть снижена. Полный регресс – наиболее распространенный выбор кредиторов, поскольку риски в основе своей ложатся на заемщиков. Содержание бизнес-плана имеет несколько меньшее значение для кредиторов, чем в первом случае.
- С ограниченным регрессным правом кредиторов. Проектные риски распределяются по всем участникам процесса финансирования. Финансирование инвестиционного проекта для данной формы обладает относительно умеренной ценой, поскольку каждый участник заинтересован в успехе проекта и принимает на себя посильные и адекватные компетенциям обязательства.
Данные формы проектного финансирования свидетельствуют о том, что принципы процесса регулирования отношений (особенно в первой форме) несколько отличаются от традиционного. Выбор источников финансирования более разнообразен. Требования к оценке платежеспособности и надежности компании, реализующей проект, значительно выше. Стартовые механизмы специально разработаны так, чтобы снизить вероятность потерь капитала участника проекта, а также чтобы справедливо распределить риски между ними. Уровень прогнозируемости результатов проекта должен быть выше, а эффективность и реализуемость подвергнута тщательной оценке. Данные особенности мы глубже рассмотрим в следующих разделах статьи.
Классификация источников финансирования проектов
Проектное финансирование в основе своей применяется для финансового обеспечения реальных инвестиций, связанных с вложениями в основной капитал. Часто такие проекты, под которые привлекается финансирование инвестиционных проектов, решают инновационные задачи. Структура источников финансирования может состоять из внутренних и внешних или комбинированных ресурсов. Внутренние источники иногда задействуются с не меньшим, а то и большим обоснованием, чем внешние. Требуются внутренний бизнес-план под проект, выделенный бюджет проекта, в котором отражаются конкретные источники и их содержание. Ими являются амортизационный фонд, нераспределенная прибыль, иногда переведенная в фонды развития, а также добавочный капитал и уставный капитал компании.
Виды проектного финансирования из внешних источников условно делятся на заемные и привлекаемые (долевые). По видам собственности различают государственные или бюджетные формы финансирования инвестиционных проектов, источники от отечественных хозяйствующих субъектов и ресурсы иностранных инвесторов. По уровню локализации ресурсов финансирования выделяют уровень государства и субъектов РФ, уровень компании и уровень локального проекта. Развернутая классификационная структура проектного финансирования представлена в табличной форме ниже.
При заемном финансировании проектов решаются две основные задачи: найти субъекты, готовые на осуществление кредитования или заимствование в иной форме под представленный проект, и согласовать лучшие условия по стоимости ресурсов. Основными видами данной формы финансирования инвестиционных проектов являются:
- банковский кредит;
- целевые облигационные займы;
- лизинг оборудования;
- коммерческий проектный кредит.
Долевое финансирование инвестиционных проектов включает в себя два основных вида. Первый вид производится в результате дополнительной эмиссии акций. При этом эмитентом может выступать компания в организационно-правовой форме акционерного общества. Новая эмиссия объявляется в целях финансового обеспечения конкретного проекта. Второй вид долевого финансирования предполагает выделение или учреждение новой компании под цели исключительно выполнения проекта в реальной сфере. Имущественный вклад в учреждаемое предприятие в форме уставного капитала полностью работает на задачи планируемых инвестиций.
Для полноты раскрытия вариативности следует заметить, что существуют такие отдельные источники, как смешанное, венчурное и бюджетное финансирование. Среди смешанных форм целесообразно выделить инновационные кредиты, дополнительную целевую эмиссию конвертируемых привилегированных акций или конвертируемых облигаций. Венчурная и бюджетная формы заслуживают дополнительного рассмотрения в отдельных статьях. Эти две формы методологически отличны от других.
Организация процессов проектного финансирования
Мы с вами понимаем, что проектное финансирование как форма возникло не случайно. Это в некотором роде вынужденная мера. Распространение она получила на Западе, а раскрыться полностью может в таких развивающихся экономиках, как российская, именно от безысходности. Ну, никак у нас институты рыночной экономики не развиваются, как положено. И времени у страны нет на столетний генезис финансово-правовых институтов, как, например, у стран «золотого миллиарда». Представляется, что включатся командно-административные рычаги применительно к одному из методов финансирования, скорее всего, проектного.
Если бы у российских компаний было бы накоплено достаточно средств от прибыли, если бы их ликвидность и устойчивость позволяли полностью использовать финансовый леверидж, если бы залоговая база предприятий была бы безупречна. Тогда для финансирования развития достаточно было бы собственных средств и традиционных внешних источников. Вот только «если бы» мешает. Уточним уже не формы и виды, а методы финансирования инвестиционных проектов. С методической точки зрения выделяются следующие способы финансирования проектов:
- финансирование из собственных источников;
- акционирование капитала;
- заимствования (кредиты банков, займы, в том числе облигационные);
- лизинг;
- бюджетное финансирование;
- венчурное финансирование;
- собственно проектное финансирование.
Каждому из представленных выше методов свойственна своя структура организационных мероприятий для продуктивного запуска исполнения. Метод финансирования – вопрос политический, поэтому выбор возможных вариантов, их содержание и структура обязательно находят отражение в инвестиционной политике компании. Организационная схема построения проектного финансирования представлена ниже.
Организация проектного финансирования предполагает взаимодействие целого ряда участников. В ходе организации и получения доступа к финансовым ресурсам, как правило, установленный порядок подразумевает стандартное начало проектной разработки: инициацию, планирование, включая бизнес-планирование. В ходе планирования группа разработчиков выявляет дефицит источников финансовых ресурсов и на стратегическом комитете осуществляется выбор проектного финансирования как средства обеспечения проектной реализации.
Часто компетенций у компании-инициатора проекта для самостоятельного решения вопросов в специальных формах финансирования не хватает, особенно если масштаб инвестиций большой. Поэтому инициатор привлекает консалтинговую или иную специализированную компанию, имеющую соответствующий опыт для взаимодействия с финансовыми посредниками, да и для построения уникальных отношений с подрядчиками тоже. Компания-партнер помогает инициатору сделать правильный выбор вида проектного финансирования, получить необходимые гарантии, обустроить обеспечение.
Заемное финансирование в форме инвестиционного кредита
Организация проектного финансирования в форме инвестиционного кредита, как представляется, в наибольшей степени соответствует принципам данного метода. У процесса реализации настоящего вида кредитования есть свои особенности, на которых полезно остановиться, чтобы лучше понять специфику ресурсного обеспечения проектной задачи. Они состоят в следующем.
- Длительность выдачи инвестиционных кредитов сопоставима со сроками реализуемых проектов, под которые они привлекаются. Они носят долгосрочный характер.
- Уровень оформления и доказательности высоких показателей проектной эффективности должны подтверждаться качественно выполненным бизнес-планом в стандартном формате (например, в системе Project Expert). Структура и выводы бизнес-плана должны согласовываться с кредитором, а результаты – подвергаться тщательному анализу на предмет адекватности маркетинговой, технологической и финансово-экономической проработки.
- Как бы благоприятно ни складывались планы по динамике финансовых потоков по проекту, залоговое обеспечение продолжает играть ведущее значение для положительного решения кредитного комитета. Результат процесса анализа и принятия решения зависит от ликвидности и стоимости закладываемого имущества, гарантий третьих лиц и поручительств.
- Кредитор должен быть уверен, что всегда получит доступ к информации о финансовом состоянии инициатора проекта, что его учет прозрачен, а финансовое благополучие (ликвидность, платежеспособность, независимость) позволит вовремя гасить транши и обслуживать заимствование. Если структура активов, пассивов, динамика финансовых результатов вызывает сомнения у банка, кредитор может предложить инициатору выделить проект в отдельный субъект хозяйственной деятельности. Это существенно повышает безопасность сделки и снижает риски.
- Наладить механизмы банковского контроля за целевым характером использования заемных средств очень не просто. Знаю это по личному опыту. Об изворотливости отечественных финансистов ходят легенды. Тем не менее, я бы отметил, что для проектного финансирования жесткий контроль – непременное условие успеха сотрудничества.
- Инициатор проекта практически всегда заинтересован в удлинении льготного периода по погашению основного тела кредита. Даже несмотря на удорожание заемных средств, при проектном финансировании стороны обычно идут на данный шаг с тем, чтобы дать проекту развернуться и успеть сгенерировать «наличность», способную покрывать помимо операционных выплат также и обслуживание кредита.
Затруднения развития проектного финансирования в России
В России начало проектному финансированию с участием государства было положено еще в 1995 году с выходом федерального закона № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. Данным законом было введено понятие соглашения о разделе продукции. Согласно заключаемым соглашениям, государство передает инвесторам права на поиск, разработку и добычу полезных ископаемых. Инвестор принимает на себя обязательства осуществить непосредственное проведение работ по разведке, добыче полезных ископаемых и получает свою долю продукции при ее разделе. С того времени регулирующих подобную практику актов возникло немного. Этот вид финансирования мог бы развиваться активнее, и в противовес этому можно назвать несколько причин.
- Финансовая емкость внутренних кредиторов пока невелика. Внутренний рынок кредитования под методы и способы проектного финансирования развит слабо. Широкомасштабных ресурсов и ликвидных средств недостаточно для финансирования крупных инвестиций в реальный сектор, не говоря уже о средних по размеру вложениях.
- Необходимый опыт и практика массовых процессов проектного финансирования еще не наработаны.
- Из-за волатильности валютных рынков с высокими рисками валютных несоответствий осложняется развитие успешной практики.
- Отсутствует правая однозначность и законодательно отработанная ясность процессов финансирования инвестиционных проектов со щадящими для бизнеса механизмами. Прецедентная практика не дает основания для ощущения понятности и стабильности процессов ни для кредиторов, ни для компаний-инициаторов проектов.
- Пакеты документации, методики бизнес-планирования, критерии оценки эффективности проектов остаются сложными для повсеместного применения.
- Процедурные сложности получения прозрачной отчетности, качественных бизнес-планов, гарантий и поручительств, большое значение личных связей – все это останавливает многих руководителей банков, особенно в региональных отделениях, от экспериментов по проектному финансированию.
- В стране никто не застрахован от колебаний инвестиционного климата. Шутка ли сказать, с 2009 годы мы живем на волнах нестабильности. В то же самое время, финансирование крупных проектов – долгосрочные вложения средств, которые нуждаются в неизменности рыночных правил.
- Институт проектного финансирования в экономике страны не сложился еще и в силу того, что не хватает квалифицированного персонала. Команд, способных реализовывать такие сложные проектные задачи, как поиск и подключение источников финансирования с нестандартными формами обеспечения, пока очень мало.
Какие перспективы?
Все далеко не безнадежно. Организационная структура проектного финансирования в России медленно, но верно начинает складываться в последние годы. Создаются государственные институты поддержки финансирования международных и отечественных проектов. С 1995 года действует учрежденный Постановлением Правительства РФ Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ), ставший с 2010 года дочерним акционерным обществом Внешэкономбанка.
Пока центром осуществляется поддержка проектов только инфраструктурного плана в региональном и муниципальном развитии социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры. ФЦПФ обладает реальным опытом организации работы в сфере проектного финансирования. За 2012-2014 годы при содействии ФЦПФ профинансировано проектов на сумму около 4 млрд. рублей. И это только начало.
Структуры поддержки финансирования инвестиций создаются и будут создаваться в России. Их уже сейчас несколько. Команды в них привлекаются сильные, и заниматься они будут сначала масштабными проектными задачами. Изменяется правовая платформа. Так, с 1.01.2016 года вступает в действие закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Закон призван стать серьезным шагом вперед в правовом регулировании многих аспектов, связанных с реализацией и финансированием инвестиций в России. Однако это вновь связано с проектами мега-уровня, где государство, местные власти и частный капитал не могут обойтись друг без друга. Вместе с тем, история нашей страны показывает со времен Петра I, Сергея Витте и Иосифа Сталина, что глобальные трансформации экономических процессов начинались с решения стратегически локализованных, но масштабных задач, которые становились локомотивными прорывами для модернизации.
Источники финансирования инвестиционных проектов будут развиваться. Хочется верить, что на правительственном уровне основные механизмы уже «нащупаны». И в ближайшее время мы будем свидетелями появления целой группы правовых актов, вносящих ясность в данный вопрос. Несомненно, будут назначены фавориты – финансовые структуры, призванные осуществить пилотные программы проектного финансирования нового поколения. А в национальном бюджете появится отдельная целевая статья.
Сама среда для этого давно созрела. И речь должна идти не о монстрах промышленности или гигантах нефтегазовой индустрии, а о малых и средних субъектах бизнеса, которые честно и в изматывающей ежедневной конкуренции трудятся в ожидании экономического чуда долгие годы. Мы же с вами, пользуясь тем, что есть, будем искать возможности в условиях существующих ограничений. В этом и состоит суть проектного управления.