Инвестиции и эффект мультипликатора
Как ясно представить себе социальный и деловой эффект от инвестиционных процессов? Почему государство в своей экономической политике должно стимулировать инвестиции, особенно в России? Как следует реагировать чиновникам на конструктивные предложения от бизнеса и просьбы оказать содействие путем скоординированных усилий в данном вопросе? Среди аргументов в пользу наращивания инвестиций одно из главных мест занимает мультипликатор инвестиций как инструмент приумножения доходов в экономике и социальной сфере.
Логика мультипликативного эффекта
Известна простая истина: деньги должны работать, а не праздно сберегаться. Еще в далеких 30-х годах прошлого века Кембриджский профессор Ричард Кан разработал концепцию макроэкономического мультипликатора занятости, которая была развита в кейнсианской теории. Ключевая суть установлений теории свидетельствует о том, что доход в национальной экономике прирастает в N раз больше вложенных в нее инвестиций. Многоразовое возрастание доходной части получило название инвестиционного мультипликативного эффекта.
Степень интенсивности роста доходов зависит от ряда факторов. Среди них выделяется особый параметр. Это предельная склонность населения страны к сбережению – важный макроэкономический показатель, который наряду с другим индикатором предельной склонности к потреблению занимает одну из ведущих ролей в экономической теории. Метафорически настоящий инвестиционный эффект схож с эхом в горах, когда единичный звуковой импульс, пусть интенсивный, но короткий, дает эффект многократного постепенно затухающего воспроизведения.
В кейнсианской теории дается определение мультипликатора, представленное ниже.
Приведем пример, демонстрирующий возможности инвестиционного мультипликатора. В конце января 2016 года цены на нефть в мире упали ниже 30 долларов за баррель, а курс рубля к доллару США возрос до 85. Возникли значительные риски падения инвестиционной активности, доходов населения и покупательской способности. Кабинет министров РФ 22 января принимает решение предоставить субсидии автопрому на сумму 50 млрд. рублей. Автопром – локомотивная отрасль экономики России, одна из самых высокотехнологических, стоящая в конце технологической цепочки промышленности. Целевое назначение субсидий:
- продолжение импортозамещения;
- рост экспортных возможностей;
- продвижение продукции автопрома на внешних рынках;
- сохранение и создание новых эффективных рабочих мест.
Допустим, условно, что все 50 млрд. рублей попадут в автопром. На эту сумму в разных долях возрастут суммы зарплат в отрасли, и возникнут доходы в смежных структурах. Огромное число людей почувствует себя богаче. По разным оценкам предельная склонность к сбережению составит в ближайший год более 15%. Таким образом, расширение потребления названных выше людей составит 85%, т.е. 42,5 млрд. рублей будут предъявлены в форме нового потребительского спроса. Я намеренно абстрагируюсь от базовой стоимости материалов и энергии в себестоимости первичного продукта.
Допустим, что на 42,5 млрд. будет закуплено продовольствие. Тогда занятые в сфере сельского хозяйства и производства продовольственных продуктов тоже почувствуют новые доходы. И с учетом их сбережений потребительский спрос возрастет еще на 42,5 х 85% = 36,1 млрд. рублей. И так далее. Возникнет цепная реакция и эффект «эхо». Первоначальные автономные инвестиции государства в виде субсидий в размере 50 млрд. запускают процедуру развертывания потребления.
50 + 42,5 + 31,1 + 26,4 + 22,5 + 19,1 + … = 333 млрд. рублей.
Расчет и построение графика мультипликатора
Согласитесь, что полученная в конце прошлого раздела сумма весьма значительна. Экономисты меня поймут. Можно ошибаться в мелочах, но суть мультипликатора инвестиций и состоит в том, что каждый следующий потребитель по цепочке создания добавленной ценности получает в результате влитых в экономику средств свою долю дополнительного дохода. Как рассчитывать мультипликатор и строить его график? 333 млрд. рублей является пределом суммы геометрической прогрессии, которая возникает в результате рассматриваемой цепочки событий и расчетов. Иными словами:
50 + (1 + 0,85 + 0,85² + 0,85³ + …) = 50/0,15 = 333 млрд. рублей.
Увеличение дохода произошло в 6,6 раз в сравнении с исходным размером государственных субсидий. Мультипликатор инвестиций составил значение 6,66. Величина мультипликатора находится в зависимости от предельной склонности населения к сбережению. Чем она ниже, тем сильнее эффект. Формула расчета мультипликатора может быть представлена в двух вариантах.
Источником первоначального инвестиционного импульса может выступать не только государство, но и частный инвестор. В кризисные периоды экономического развития эффект мультипликатора можно использовать в совершенно неожиданных, казалось бы, направлениях. Например, в период Великой депрессии Кейнс предложил конгрессу США вкладывать средства в общественные работы, а не в депрессивную промышленность, стагнирующую в условиях перепроизводства.
Казалось бы, общественные работы не способны увеличить товарную массу, но при этом увеличивался платежеспособный спрос. И в поддержке его состоит главная задача в кризисные моменты. Достаточно вспомнить и недавнюю историю кризиса 2008-2009 годов. На Южном Урале в рамках инициативы «Единой России» региональное правительство устроило так называемую «Дорожную революцию» с миллиардными инвестициями в ремонт и строительство дорог. Это дало свой мультипликативный эффект роста спроса.
График эффекта мультипликатора позволяет визуально представить логику его устройства. На оси ординат отражается рост осуществленных инвестиций в экономику и соответствующих им сбережений. По оси абсцисс отмечается динамика доходов населения или, в некоторых случаях, ВВП. График демонстрирует, насколько возрастает уровень доходов населения, а следовательно, и покупательская способность при значительно меньшем увеличении инвестиционных вложений.
Регулирующая роль государства в переломные и трудные моменты истории резко возрастает, потому что в череде макроэкономических изменений бизнес самостоятельно не способен справиться с валом нарастающих проблем. Годы зависимой политики России привели к тому, что мы вынуждены играть по не самым лучшим правилам рыночной макроэкономики. Это с одной стороны. А с другой, лучшего времени для работы над эффективностью и ростом производительности не найти. Жесткие условия выживания должны научить, наконец, и правительство, и компании находить такие проектные решения, которые в государственно-частном партнерстве составят суть сильных решений прорыва.