Практика применения инвестиционных программ

Практика применения инвестиционных программ

Далеко не каждый субъект инвестиционной деятельности оперирует программными категориями в повседневной практике. Приглашаю вас к осмыслению такой категории, как инвестиционная программа, ее видов и методов формирования. В настоящей статье мы рассмотрим контекст реальных инвестиций уровня предприятий, муниципалитетов, федеративных субъектов и национальной экономики.

Уровни инвестиционных программ

Инвестиционные программы – достаточно молодая форма современной управленческой практики в парадигме инвестиционного менеджмента. Под программой предлагается понимать группу взаимосвязанных инвестиционных мероприятий и проектов, которые объединены общей целью и условиями выполнения. Как правило, цели субъекта деятельности на программном уровне связаны с целями стратегического масштаба. Стратегия субъекта, «спущенная» по вертикали иерархии вниз до уровня инвестиционных задач, должна быть сбалансирована по ресурсам, срокам и исполнителям.

Сложившаяся практика инвестиционного планирования свидетельствует, что только крупные организации позволяют себе достаточно дорогостоящую процедуру формирования и мониторинга инвестиционных программ. Малые и средние коммерческие компании в лучшем случае ограничиваются портфельным режимом планирования и государственной поддержки не имеют. Назову сферы, где программный режим ежегодного планирования инвестиций получил развитие и зарекомендовал себя, как работоспособный:

  • федеральный уровень под ведомством МЭР РФ;
  • институциональный уровень (например, здравоохранение, образование);
  • региональный уровень;
  • отраслевой уровень (например, РЖД);
  • региональный уровень;
  • регионально-отраслевой уровень (региональные программы Минэнерго);
  • муниципальный уровень;
  • уровень крупных промышленных компаний (предприятия автопрома, ТЭК и т.д.).

Рассмотрим несколько примеров программ, действующих в 2016 году. С 2010 г. в России действует Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), обеспечивающая распределение бюджетных ассигнований на реальные проекты национального масштаба в рамках годового бюджета. Далее приводится выписка из Правил формирования и реализации ФАИП.

выписка из Постановления Правительства РФ
Выписка из Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 (ред. от 28.12.2012)

В рамках деятельности Министерства экономического развития РФ действует несколько порталов, в том числе одноименный с ФАИП (ссылка), на котором подробно представлена национальная инвестиционная программа. Ниже вашему вниманию предлагается два информационных блока по данным федеральной программы. Объектами программы являются:

  • органы исполнительной власти (министерства и ведомства);
  • отрасли экономики;
  • регионы РФ;
  • федеральные целевые программы.

структура государственных капитальных вложений
Структура государственных капитальных вложений в 2016 году. Источник: официальный сайт ФАИП
структура бюджетных ассигнований
Структура бюджетных ассигнований по программе ФАИП на 2016 год. Источник: официальный сайт ФАИП

Вторым примером привожу муниципальную программу правительства города Москвы. Ее бюджет сопоставим с региональным уровнем и позволяет разрабатывать столь масштабные планы. Адресная инвестиционная программа развития включает более 4 тысяч задачно ориентированных позиций, разработанных и контролируемых на уровне префектур и правительства. Далее демонстрируется состав подпрограмм данного обширного документа.

состав программы Правительства Москвы
Состав адресной программы Правительства Москвы. Источник: официальный сайт Правительства Москвы

Принципы и методы формирования программы

Перейдем на корпоративный уровень рассмотрения вопроса о программировании реальных проектных начинаний. Основанные на стратегии и политике, инициативы после преобразования их в задачи проектного типа подлежат отбору в ежегодный план (портфель), разбитый на целевые программы. Формируя инвестиционную программу, ответственные руководители предприятия руководствуются рядом принципов.

  1. Принцип системного подхода. Рассмотрение всех инициатив с точки зрения совокупности внутренних и внешних внутрикорпоративных взаимосвязей.
  2. Принцип выделения ключевых критериев из многофакторных целевых ориентиров. Среди ранжированных стратегических целей и задач нужно найти главный целевой критерий для формирования программ и группу показателей в качестве ограничений отбора.
  3. Принцип дифференциации показателей отбора в зависимости от видов проектов. Проекты могут носить конкурирующий, независимый и взаимосвязанный характер, что обуславливает дифференциацию критериев их выбора.
  4. Принцип взаимосвязи финансовой и производственных программ с инвестиционными программами компании.
  5. Принцип учета внешних и внутренних ограничений для реализации деятельности в сфере вложений в основной капитал. Среди них в первую очередь надлежит учитывать ресурсные ограничения и ограничения по источникам финансирования.
  6. Принцип балансировки программы по основным параметрам. Ключевые параметры (доходность, ликвидность и приемлемый риск) должны находиться в определенной гармонии и балансе.

В практике деятельности методы формирования программ зависят от ряда ограничивающих условий:

  • параметров операционной деятельности;
  • ограничений по показателю «средневзвешенная стоимость источников финансирования»;
  • ограничений, вызванных общим объемом ресурсов для реализации программы.

В качестве примера рассмотрим метод третьего типа ограничений. Предположим, у предприятия возможности использования собственных ресурсов для развертывания полноценной программы ограничены. При этом финансовые показатели устойчивости платежеспособности находятся в пограничной зоне, что несет дополнительные риски. Исходные условия метода предусматривают, что:

  • установлены показатели предельной стоимости ресурсов (ПСИР) для варианта увеличения объемов привлечения финансов;
  • намеченные к реализации проекты ранжированы на основе показателя внутренней нормы (ставки) доходности (ВСД);
  • использована скрининговая технология очистки инициатив при отборе.
схема метода формирования инвестиционной программы
Схема метода формирования инвестиционной программы в условиях ограничений общего объема ресурсов

Проводя визуальный анализ представленной выше графической модели, аналитик может сделать вывод о том, что проекты «Г», «Д» и «Е» должны быть исключены из инвестиционной программы. Такой вывод возникает в силу того, что данные проекты попадают в зону превышения допустимого объема ресурсов.

Несмотря на то, что процессы развития инвестиционного программирования идут на государственном и муниципальном уровнях, назвать результаты удовлетворительными пока нельзя. Текущими итогами третьей кризисной волны является «вымывание» малого и среднего бизнеса, которые лишены государственной поддержки. Поэтому я считаю, что национальная, региональные и муниципальные политики в инвестиционной сфере должны обрести, наконец, стратегическую силу, а реальные программы – начать учитывать интересы малого предпринимательства с жестким мониторингом их исполнения.

Похожие публикации