Нематериальные активы как инвестиционный объект

Нематериальные активы как инвестиционный объект

Инвестор, осуществляя вложения, в первом ряду ставит задачи получения дополнительного дохода и возврата средств. Но есть еще одна цель, которую практически всегда формулирует деловой человек, когда речь идет о нефинансовых вложениях. Это достижение максимального уровня капитализации объекта вложений. В России исторически сложилась позиция, что капитализацию дают материальные объекты: здания, машины, оборудование. Вместе с тем, постепенно к инвесторам приходит понимание, что инвестиции в нематериальные активы обладают при грамотном подходе весомым потенциалом.

Понятие инвестиций в нематериальные активы

Область деятельности и профессия накладывают отпечаток на восприятие многих понятий. Это касается, в том числе, понятия инвестиций. Государственный служащий воспринимает его иначе, чем, например, проект-менеджер коммерческой организации. Безусловно, нас интересует бизнес-контекст данного вопроса. Однако не следует забывать, что строительство садика или научное исследование за счет бюджетных средств также являются инвестициями, хотя не приносят прибыли.

В законе № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. дано высококачественное определение инвестициям. В этом приходилось убеждаться неоднократно. В нем помимо денег и ценных бумаг в качестве предмета рассматриваются также имущественные и иные права, которые могут быть оценены в денежной форме. Под объектами рассматриваются средства предпринимательской и иной деятельности не только для получения эффектов в форме прибыли. Подразумевается, что эффекты могут носить другой характер: например, форму социальных, оборонных и интеллектуальных выгод.

Неимущественная форма внеоборотных активов может рассматриваться не только как предмет инвестиционных вложений, но и как их объект. XXI век по праву называют веком нематериальных инвестиций. Их объекты включают в себя разные невещественные формы активов, например, объекты интеллектуальной собственности. Среди них выделяют ПО, базы данных, научные исследования, вложения в изобретения и т.д. Далее приводится диаграмма инвестиций в данные объекты по итогам 2013 и 2014 годов на национальном уровне.

диаграмма динамики инвестиций
Диаграмма динамики инвестиций в объекты интеллектуальной собственности 2013-2014 гг. Источник: Росстат

Среди неимущественных активов есть особая форма, которая присутствует только у юридических лиц. Она называется нематериальными активами. Под ними предлагается понимать ценности, принадлежащие организациям, не имеющие вещественной формы, но обладающие внутренней и рыночной стоимостью. Нематериальные активы (НМА) должны соответствовать принципу экономической целесообразности при решении вопроса о вложении в них и при учете их в качестве таковых на балансе компании. Это предполагает запрос на потенциал экономических выгод, которые НМА способны реально продемонстрировать.

Вопрос об экономических эффектах сужает инвестиционную область применения нематериальных активов в качестве объектов инвестирования до коммерческой сферы деятельности. Более того, само понятие первоначально возникло в начале 90-х годов прошлого века в учетном компоненте управления предприятиями РФ. И только спустя годы НМА прочно вошли в лексикон управленцев и инвесторов. Явление нематериальных активов имеет управленческую, правовую, учетную и налоговую трактовку. Наиболее полно понятие раскрыто в национальных стандартах бухгалтерского учета, а именно в ПБУ 14/2000. Вашему вниманию предлагается выписка из данного Положения.

статья 3 ПБУ 14-2000
Выписка из статьи 3 ПБУ 14/2000. Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н

Управленческий контекст инвестиций в НМА

Самый широкий взгляд на инвестиции в нематериальные активы заключен в управленческом подходе к вопросу. Общемировые тенденции свидетельствуют, что инвестиции в НМА постоянно увеличиваются, развиваются управленческие технологии в сфере результатов интеллектуальной деятельности. В этом направлении и правительство России предпринимает шаги в контексте развития инновационной экономики. Однако отечественные успехи в области объектов интеллектуальной собственности и других НМА очень скромные. Доля таких инвестиций в России составляет не более 0,4% от общего объема вложений в основной капитал. В то же время, в развитых странах удельный вес нематериальных активов в капитализации государства доходит до значений в 30% и более.

Такая ситуация связана вовсе не с тем, что в российских компаниях накоплено мало интеллектуального потенциала. Причина зачастую кроется в том, что правовая модель НМА до сих пор остается неразвернутой в ежедневной экономической и судебной практике. Кроме того, российские компании не научились еще грамотно монетизировать имеющиеся нематериальные активы. Оформительская культура в наших компаниях до сих пор достаточно слаба. А поскольку в полной мере отсутствует красиво упакованное рыночное предложение, инвестиционный спрос в достаточной степени не проявляется.

Опыт развитых стран показывает, насколько полезно системно решать вопрос с грамотным оформлением НМА и проводить взвешенную учетную и мотивационную политику в сфере оценки и закрепления интеллектуальной собственности. Опыт Японии и США показательны. В стране восходящего солнца с начала 70-х годов XX века на национальном уровне были проведены преобразования по массовой капитализации нематериальных активов. Это значительно повысило привлекательность японских компаний на внутреннем, а затем и внешнем рынке. Их фондовый потенциал значительно возрос.

Финансисты США пошли еще дальше, в оборот бизнес-практики было введено понятие деловой репутации или гудвилл (от английского goodwill). Благодаря этому совокупная балансовая стоимость бизнеса Штатов за счет расширения состава НМА была существенно увеличена. Российский интеллектуальный потенциал бизнеса до настоящего времени оставался сильно недооцененным, и этот пробел еще предстоит устранить. В современной управленческой трактовке нематериальные активы включают в себя следующие позиции.

  1. Отделимые от компании нематериальные активы. К ним относятся исключительные права правообладателей, авторов и владельцев на объекты интеллектуальной собственности, включая товарные знаки и знаки обслуживания.
  2. Неотделимые от компании НМА. Они включают репутацию фирмы, организационные расходы, клиентскую базу, человеческий капитал компании, уникальные методы управления.
  3. Активы персонального характера. Среди них репутация владельцев бизнеса и ведущих сотрудников, их персональные качества и особая квалификация.
состав НМА
Состав НМА с позиции управленческого контекста

Определяющие аспекты инвестиций в НМА

Инвестиции в нематериальные активы обусловлены рядом аспектов, которые, с одной стороны, обеспечивают их инфраструктуру, а с другой, несут в себе дополнительную нагрузку компании, исходя из вида активов, используемых в качестве средств производства и управления. Среди настоящих аспектов можно выделить правовое и учетное обеспечение, а также налоговый режим. Правовой аспект, пожалуй, самый объемный. Часть IV Гражданского кодекса РФ, введенная с 1.01.2008 г. законом № 230-ФЗ, посвящена правовым отношениям, возникающим в связи с интеллектуальной деятельностью, результаты которых составляют основу НМА. Ниже приводится выписка из статьи 1225 ГК РФ.

выписка из статьи 1225 ГК РФ
Выписка из статьи 1225 ГК РФ по составу результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

Вторым инфраструктурным аспектом выступает бухгалтерский учет, организованный в компании на основе финансового права и методики Минфина РФ. В бухгалтерском учете на основе национальных стандартов, в частности, ПБУ 14/2000 установлены позиции и методология принятия активов в качестве НМА к учету. Состав этих позиций уже, чем управленческий или правовой контекст. Нематериальные активы включают в себя объекты, соответствующие условиям, которые перечислены в пункте 3 статьи 1 Положения. Выписку из ПБУ с составом допускаемых к учету НМА я привожу далее.

статья 4 ПБУ 14-2000
Выписка из статьи 4 ПБУ 14/2000

По отношению к нематериальным активам в ПБУ действует принцип экономической целесообразности принятия их в качестве внеоборотных активов, т.е. объектов долгосрочных инвестиций. Поэтому такие виды расходов, как НИОКР и технологические разработки, не законченные и не давшие результата, не принимаются к учету в качестве НМА. Важными моментами принадлежности объектов к нематериальным активам относится их идентичность, т.е. отделимость от другого имущества предприятия, а также признак их внеоборотной природы. Подразумевается, что длительность срока полезного использования объектов составляет более 12 месяцев.

Последним условием признания инвестиций в НМА состоятельными считается правильное (с точки зрения предписаний Минфина) оформление активов в качестве нематериальных объектов интеллектуальной собственности, деловой репутации и организационных расходов. Именно эти три группы объектов инвестирования признаются в бухгалтерском учете нематериальными активами. Далее вашему вниманию предлагается схема разнесения некоторых расходов предприятия на операционные и капитальные затраты, связанные с приобретением НМА.

схема разделения издержек
Схема разделения некоторых издержек компании на текущие расходы и затраты на НМА

Последним аспектом, который мы рассматриваем в связи с НМА, являются налоговые установления. Способность объекта инвестирования приносить компании экономические выгоды и требование надлежащего его оформления (как главные условия признания его в качестве НМА в НК РФ) сформулированы еще жестче. Из списка таких объектов исключены деловая репутация (гудвилл) и организационные расходы. Ниже представлена схема состава объектов нематериальных активов, принимаемых к бухгалтерскому и налоговому учету.

состав объектов инвестирования НМА
Состав объектов инвестирования с позиции бухгалтерского и налогового учета

Инвестиции в НМА – одна из самых перспективных областей вложений в основной капитал. В них есть содержательная сторона, то есть уровень непосредственной инновационности, которую так хотят достичь для нашей экономики руководители страны. В них должна присутствовать и коммерческая сторона, и без экономических выгод, которые в своем потенциале несут материальные активы, польза от них бизнесу небольшая. Для того чтобы качество и результативность таких инвестиций стали активно расти, нужно брать лучший отечественный опыт и ретранслировать его во все инфраструктурные институты. Для этого потребуется модифицировать методики, правоприменительную практику, патентное, финансовое и налоговое право. Теоретически все не так уж и плохо, осталось самое сложное – практика.

Похожие публикации