Методологический базис инноваций

Методологический базис инноваций

Динамика происходящих в мире и в России событий такова, что доля проектов, реализуемых в бизнесе, в государственных институтах и широких социальных системах постепенно все больше и больше наполняется инновационным содержанием. Но что такое инновации? Как их отделить от других форм преобразований, затрагивающих товарную продукцию и процессы? В настоящей вводной статье мы разберем базовые теоретико-методологические аспекты данного явления с тем, чтобы отталкиваясь от моментов ясности, можно было уверенно двигаться в более сложные и глубинные вопросы новой масштабной реальности.

Сопутствующие инновациям сущностные моменты

Для того чтобы определиться с понятием и сущностью инновации, скорее всего, нужно было бы направить внимание к истории вопроса, посмотреть, что об этом говорили классики и родоначальники теории и методологии. Однако всего этого сполна хватает в литературе. Ясность от контакта с источниками наступает, но далеко не полная. Предлагаю на некоторое время отложить в сторону теории Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, Г. Менша и даже М. Портера и попытаться разобраться в понятии «инновации» с позиции здравого смысла и обыденного восприятия деловых людей.

Сущность инноваций тесно сопряжена с категорией новшеств или новаций. С одной стороны, под новшеством предлагается понимать оригинальную идею, основанную на результате научного открытия, изобретения, новаторства, компилирования. Такая идея обладает существенной долей новизны и способностью к воплощению при текущем уровне техники, технологии и организации. Некоторые авторы считают, что уже первое воплощение новационной идеи автоматически трансформируют ее в инновацию. С такой позицией можно согласиться, если не учитывать, что и определенный продукт воплощения идеи также является новшеством, а ряд важных условий проникновения новаций при этом, оказывается, не соблюден.

Всем известен пример воплощения идеи многоразовой ракеты Falcon 9 компании Space X Илона Маска. 30 марта 2017 года первая ступень ракетоносителя была использована повторно (примерно через 1 год после первого его запуска) и успешно возвращена на плавающую платформу. До этого было осуществлен 31 старт ракеты, но фактический успех (который можно считать действительно прорывным) достигнут только спустя почти семь лет. Можно ли было считать первые пуски новой ракеты И. Маска новшеством? Да, безусловно. А инновацией? Это оставалось вопросом до недавнего времени.

возврат Falcon-9

Любое проявление нового имеет жизненный цикл, и новшество возникает с идеи. Но она имеет собственный результат воплощения, например, результат научного обоснования, прикладных исследований, ОКР, изготовления опытного образца и т.д. Новшество – всегда категория статическая, это определенное состояние воплощения идеи в выбранную точку времени. Инновации – это явления двойственной природы, рассматриваемые и как результаты (статичный моментный срез), и как процессы (динамическое многоэтапное действие). Нам здесь очень важно выбрать точку отсчета, вероятнее всего, склоняясь к результирующей оценке возникновения инноваций.

Для логически выверенного определения инноваций нам потребуется еще рассмотреть свойства инноваций, которые формируют критериальную основу для установления факта их присутствия. Выделяются четыре ключевых свойства, на которые следует обращать внимание.

  1. Существенная новизна (организационная, процессуальная, научно-техническая, технологическая, рыночная, и т.д.).
  2. Применимость на регулярной основе (практическое воплощение). То есть отрасль экономики готова и начала применять новшество как достойную альтернативу прежнему решению (в зависимости от сферы: промышленность, сельское хозяйство, образование и т.д.).
  3. Установленная выгодность производства и исполнения, выраженная в коммерческой реализации продукта, услуги, применении в производстве, в принятии на уровне государственной политики, стандартов и т.п.
  4. Длительность внедрения новшества в практику производства и сбыта (инновационный лаг).

Предметная область инноваций

Причины появления инноваций кроются в главном противоречии, присутствующем в социальном аспекте человеческой природы, в конфликте производительных сил, имеющих ограниченный характер, и общественных отношений. Общественные отношения, в которых авангардом выступают производственные отношения, несут в себе заведомо больший импульс, чем существующие производительные силы, страдающие инерционностью. Разрешение этого конфликта происходит циклически и в прорывном режиме. Происходит существенный скачок развития производительных сил за счет проникновения новшеств в сложную ткань мироустройства.

Чем определяется такая характеристика инноваций, как существенная новизна? Для ответа на этот вопрос намеренно отграничим исследуемою инновационную деятельность деловой сферой. Известно, что инновации реализуются как в базовых отраслях экономики (производство, торговля, сервисные услуги), так и в других областях, включая социальную и государственно-институциональную сферы.

В третьем русскоязычном издании Руководства Осло также акцентируется, что оно ориентировано на предпринимательский сектор экономики. Тем не менее, в документе подчеркивается, что спектр применения инноваций значительно шире и включает такие государственные институты, как образование, науку, здравоохранение, оборону и т.д. В Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг. дано расширенное определение нововведений (инноваций).

концепция инновационной политики РФ
Цитата из Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы

У фокусировки на бизнес-инновациях есть две причины. Первая стоит в том, что большинство нововведений имеет коммерческий смысл. Вторая причина обусловлена тем обстоятельством, что деловой контекст в значительной большей мере позволяет установить критерий существенности инноваций. С данной точки зрения наиболее ожидаемы два эффекта: скачок продаж и скачок прибыли. Какой из этих двух параметров является наиболее важным, зависит от стадии жизненного цикла компании и от этапа ЖЦ конкретного инновационного проекта.

Именно значительный прирост валовой выручки и чистой прибыли являются главными критериями существенности. Кроме этого, они определяют и ключевые цели инноваций. В связи с развернутой логикой в определение нововведения, представленного выше, предлагается добавить некоторые уточнения. С их учетом под инновацией следует понимать такое проникновение новшества в общественные отношения (их рыночный контекст), которое дает продающей стороне выраженный скачок выручки от реализации и (или) прибыли, компенсирующий риск внедрения и вывода на рынок.

Общественные отношения носят многосторонний характер, в крайнем случае, двусторонний, как, например, в ситуации с рыночными отношениями. Одна сторона является продавцом, а вторая – покупателем. И здесь весьма важен аспект покупательского принятия новшества, его в настоящей статье мы опустим по причине объемности вопроса. Инновационная деятельность помимо свойств имеет еще ряд весьма значимых признаков. Свойства, являясь критериями инноваций, демонстрируют нам уникальные характеристики нововведений. В то же время признаки инноваций наиболее четко отражают основные условия для идентификации состоятельности факта инновационного события. Среди таких условий выделяются следующие.

  1. Вышеназванный скачок выручки и (или) прибыли за счет новизны.
  2. Практический (прикладной) характер использования новшества у потребителя, включая внутреннего, если, например, инновация касается оптимизации бизнес-процессов.
  3. Осознаваемая потребительская выгода.
  4. Уникальность применения новшества именно для данной компании.
  5. Творческий проектный подход внедрения новации и сопутствующий высокий риск.

Понятие инновационного лага

Среди ключевых свойств рассматриваемой предметной области мы выделили понятие инновационного лага, поскольку критерий продолжительности проникновения новшества на рынок важен. Данный параметр играет одну из ключевых ролей с позиции эффективности и результативности инноваций. Инновационная деятельность циклична и одновременно может присутствовать в бизнесе в нескольких параллельно реализуемых фазах. Вместе с тем, последовательность действий носит типовой характер и предполагает этапы формирования замысла, создания новшества, мероприятий по его внедрению (включая производство) и рыночному проникновению (в т.ч. сбыт). Такая последовательность именуется инновационным процессом. Ниже вашему вниманию представлена модель инновационного процесса с позиции стадий его жизненного цикла.

инновационный лаг в модели жизненного цикла
Место инновационного лага в модели жизненного цикла инноваций
(нажмите для увеличения)

У инновационного процесса есть несколько особенностей.

  1. Наличие больших и малых циклов реализации, поскольку природа процесса носит параллельно-последовательный характер.
  2. Инновационный процесс имеет проектную природу, исходя из его целенаправленности, уникальности, ресурсной и временной ограниченности.
  3. Выделение двух больших фаз процесса: создание новшества под инновационные цели и коммерциализация инновации.

Фазы и этапы инновационного процесса переплетены, но есть вехи, которые позволяют с той или иной степенью достоверности определять происходящие качественные изменения в ходе внедренческого инвестиционного проекта. Как у любого инвестиционного мероприятия, у инновационного проекта имеются предынвестиционная, инвестиционная и постынвестиционная стадии. С позиции динамики проектных денежных потоков вехи делятся на следующие события:

  • выдача и принятие идеи новшества;
  • запуск инновационного проекта;
  • смена знака CF проекта с отрицательного значения на положительное (начало отдачи от осуществленных инвестиций);
  • начало отрицательного прироста денежных потоков от реализации инновационного продукта;
  • закрытие проекта и вывод продукта с рынка.

Под инновационным лагом в методологии понимаются разные промежутки времени между обозначенными выше вехами. На мой взгляд, инновационный лаг – это период между стартом инвестиционно-инновационного проекта создания новшества и его вывода на рынок как продукта и точкой возврата инвестиций. Лаг – параметр результативности нововведения. Чем он короче, тем больше времени у компании будет на получение сверхприбылей, и, выражаясь терминологией Чана Кима, тем дольше «век» стратегии голубого океана, возможность реализации которой получает бизнес.

Немаловажен и другой блок вех, привязанных к процессу коммерциализации новшества, среди которых выделяются:

  • старт продаж, которые могут начаться до этапа промышленного производства (вспомните предварительный заказ, да и тот же краудфандинг);
  • точка перелома от вялых продаж до «взрывного роста»;
  • точка первичного насыщения продаж и перехода к ее стабилизации;
  • точка начала отрицательного прироста продаж;
  • точка закрытия проекта.

Роль и принципы инноваций

Инновационный процесс – отдельная тема для осмысления. И возвращаясь к вопросу об инновациях как массовом явлении современной действительности, отметим для лучшего понимания объекта исследования их функции, роль и принципы осуществления. Если за точку отсчета принимать финансово-экономическую позицию, то выделяются три основные функции инноваций.

  1. Первая функция – воспроизводственная. Мне приходилось наблюдать в некоторых компаниях, что инновационный продукт благодаря высокой марже формирует основной источник фондов накопления, за счет которых обеспечивается весомая доля воспроизводства основного капитала.
  2. Вторая функция инноваций – инвестиционная, причем, как уже отмечалось, особенностями таких инвестиций являются проектная сложность и высокий риск неудач.
  3. Наконец, третья, стимулирующая функция постоянно мотивирует на менеджмент самого высокого уровня с развитием стратегического подхода и продвинутого маркетинга рынка и продуктов.

Роль инноваций в обществе и экономике многогранна, ее аспекты затрагивают как макро- так и микроуровень жизнедеятельности. Сформулируем основные ролевые ориентиры инновационной значимости.

  1. Генерация долгосрочного экономического роста государства.
  2. Роль радикальных инноваций в создании и развитии новых отраслей хозяйствования.
  3. Интеграция в глобальную мировую экономическую систему.
  4. Повышение конкурентоспособности субъектов деятельности на всех уровнях: физических лиц, отдельных организаций, стран.
  5. Роль инноваций в обеспечении национальной безопасности: экономической, продовольственной, обороноспособности и т.д.
  6. Развитие законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности.
  7. Роль в расширении средств удовлетворения потребностей человека в совершенно новых, ранее неизвестных областях.
  8. Рост уровня жизни и благосостояния народных масс.
  9. Обеспечение развития человека как личности.
  10. Развитие средств коммуникации и т.д.

Инновационная деятельность реализуется с опорой на принципы, устанавливающие неотъемлемые правила для успешного инновационного начинания.

  1. Принцип системности и системного анализа.
  2. Принцип научного метода.
  3. Принцип бенчмаркинга и обоснованной практической полезности.
  4. Принцип уникальности инновационной задачи и субъекта хозяйственной деятельности.
  5. Принцип поступательного наращивания эффективности нововведения.
  6. Принцип концептуальности и восприимчивости инноватора к прогрессивным идеям.
  7. Принципы преемственности и регламентированности.

В настоящей статье мы рассмотрели вводные методологические аспекты инновационной практики. Рассмотрены характерные для инноваций моменты: понятия нововведений и родственных статических и динамических объектов, свойства и признаки, роли, функции и принципы инноваций. Нами предпринята попытка вычленить ключевой критерий существенности новизны. К нему отнесен скачок доходности (прибыльности) в деятельности компании-инициатора, возникающий в условиях успешной коммерциализации новшества.

Похожие публикации