Классификационная система инноваций

Классификационная система инноваций

Государственный чиновник, отвечающий за реализацию инновационной политики в регионе, руководитель компании, менеджер инновационного проекта – все они в той или иной мере нуждаются в идентификации решений, обеспечивающих внедрение и поддержку нововведений. Для этого они должны знать основные типы инноваций, с которыми им приходится иметь дело в своей практике. В настоящей статье мы разберем типологию и классификацию инноваций и постараемся выстроить приоритеты в сложной совокупности взаимосвязей классификационных групп.

Подходы к типологии и видовому различию инноваций

Инновационная деятельность (ИД) относится к одной из самых сложных и рискованных динамических систем в хозяйственной деятельности человека. Она охватывает сферы научных исследований, открытий и получения знания, опытно-конструкторских разработок, производства и коммерциализации новшеств. В правильной организационной модели такой деятельности она организуется посредством выполнения инновационно-инвестиционных проектов. Но перед тем как запускать инновационные проекты в производство, следует четко осознавать, в рамках какой стратегии и какой типологии они будут выполняться. Систематизация для классификации необходима как на государственном уровне, так и на уровне корпорации, поскольку решает следующие задачи.

  1. Разработка системы кодирования видов ИД и соответствующих проектов, согласованных с действующими международными стандартами классификации, что может способствовать созданию эффективных банков данных в инновационной сфере.
  2. Выбор инструментов и методов управления инновационной деятельностью с учетом идентифицированного типа и вида нововведений.

Типология инноваций, понятие и классификация инноваций в научных и прикладных обобщениях отличаются широким разнообразием. Достаточно вспомнить ряд громких имен консалтингово-методологической сферы среди представителей мировой и отечественной управленческой мысли: Й. Шумпетер, М. Портер, В. Менш, В. Медынский, Ф. Никсон, А.И. Пригожин, Л.И. Анчишкин и т.д. Однако выносить многочисленные авторские позиции на страницы данного материала считаю не совсем целесообразным, поскольку возникает риск завязнуть в очень близких, но терминологически разрозненных подходах. Понятие и виды инноваций укрупненно нами уже были рассмотрены в статье, посвященной методологическому базису инноваций. Предлагаю еще раз вспомнить сформулированное там определение.

Было предложено понимать, что в качестве конечного результата специализированной деятельности инновация позволяет получить новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке. Результатом также может выступать и усовершенствованный бизнес-процесс, техпроцесс, получивший распространение в практической деятельности. Для инноваций в коммерческой сфере деятельности особенно важен скачок дохода и (или) прибыли. Но не каждое нововведение имеет целью получение коммерческого эффекта, что следует учитывать, когда нами рассматривается сущность и классификация инноваций максимально широкого спектра применения.

схема классификации инноваций
Классификационная система ИД
(нажмите для увеличения)

В показанной выше схеме собрано большинство классификационных признаков ИД и соответствующих видов. Типология инноваций в ее системном варианте наиболее детально разработана А.И. Пригожиным. Он выделяет три исходных базиса для типологизации: тип новации, механизм реализации ИД и особенности выполняемого инновационного процесса. Типы новшеств оказывают влияние и на типы инноваций, которые формируют две большие группы: материально-технические и социальные. К нововведениям материально-технического типа можно отнести инновации в сфере:

  • техники;
  • технологии;
  • промышленных материалов.

Социальный тип нововведений соотносится с материально-техническим типом дихотомически. Он вбирает в себя практически все варианты, которые не могут быть отнесены к материальному или технико-технологическому аспекту. Здесь подразумеваются виды инноваций и их классификация, которые включает в свой состав виды:

  • социально-управленческий;
  • организационно-управленческий;
  • финансово-экономический;
  • правовой вид;
  • педагогический вид инноваций.

Вопрос рейтинга классификационных признаков

Вопрос о том, какие из классификационных признаков при анализе разновидностей поставить на первое место, является ключевым, когда мы оперируем особенностями того или иного вида нововведений. Любой инновационный проект уже в момент разработки устава проекта или его паспорта требует идентификации по установленной шкале критериев с отнесением к конкретному виду. И я бы тут предложил не ориентироваться на типологию инноваций по материально-техническому и социальному критериям, поскольку они, как правило, тесно связаны между собой, а эффекты носят системный переплетающийся характер.

Вместе с тем, типология всегда имеет преимущество в отношении к видовой классификации в силу более высокого рода типа в сравнении с видом. Напомню, что тип – это категория ИД, которая объединяется общими чертами, имеющая достаточно широкие обобщающие основания, а вид – часть родового понятия «инновация». В этой связи интересен критерий-основание «завершенность нововведения». В литературе можно встретить позицию, что незавершенные инновации так и остаются новацией, а полноценным нововведением считаться не могут.

Это весьма тонкий вопрос, и он, скорее всего, получит свое разрешение в будущем. Пока же мы будем считать, что и те инновации, которые по ряду причин не смогли быть завершены при затраченных усилиях, остаются таковыми. Классификация инноваций и их специфика только-только получают должную «кристаллизацию» формулировок с позиции научного знания. Далее вашему вниманию предлагается вариант типологии нововведений, который сформирован с учетом трех стандартных оснований: признаков новшества, особенностей нововведений и специфики инновационного процесса.

типология нововведений
Вариант типологии нововведений

Попробуем представить себе наиболее полный перечень классификационных признаков инноваций.

  1. Степень новизны.
  2. Форма новшества.
  3. Назначение инновации.
  4. Тип инновации.
  5. Направленность, сфера применения.
  6. Скорость внедрения.
  7. Частота применения или тиражируемость.
  8. Уровень разработки или масштаб распространения.
  9. Степень завершенности.
  10. Результативность инноваций.
  11. Подсистема системы инновационного менеджмента.
  12. Отношение к предыдущему состоянию системы.
  13. Степень интенсивности.
  14. Тип новшества.
  15. Затраты на инновационный проект.
  16. Масштаб результата.
  17. Степень сопутствующего риска.
  18. Место организационных границ.
  19. Источник инициативы (стимул к возникновению).
  20. Характер удовлетворяемых потребностей.
  21. Характер связи с научным знанием.

Данный список пока никак не подвержен ранжированию по критерию значимости. Как человеку, занятому в деловой сфере, мне ближе следующая иерархия первых четырех критериев классификации.

  1. Тип инноваций (материально-технические: продуктовые и технологические и социальные).
  2. Инновационный потенциал или степень новизны (прорывные, ординарные, псевдоинновации).
  3. Скорость внедрения.
  4. Стимул (источник) появления.

Остановлю ваше внимание на последнем критерии. Еще пять-шесть лет назад появление среди важнейших видов нововведений кризисных инноваций вызвало бы в сознании делового человека удивление. В 2010-2011 годах бизнесмены говорили друг другу: «Нужно только подождать, инвестировать в себя, на время сократиться». Затем возникло некоторое оживление, после которого наступили события 2014-2016 гг: вторая волна затяжного кризиса, ставшего повседневным явлением нашей действительности. Сформировались два противоположных тренда: кризис как фактор, противодействующий инновационному развитию, и кризис как мощный стимул для развертывания действенной политики государства в сфере инноваций. Поэтому среди стимулов ИД происходят серьезные метаморфозы, вызванные глобальными процессами.

Какие бы внешние и внутренние «тектонические сдвиги» ни происходили, для грамотной инновационной стратегии бизнеса важным остается видеть типы, виды и формы инновационных задач, которые он намерен решать в современной деятельности. Идентификация класса инновационного проекта дает в руки руководителя и проект-менеджера возможность грамотно определить структуру работ и выработать аргументацию для заказчика, инвестора, государственных и финансовых институтов поддержки инноваций.

Похожие публикации