Классификационная система инноваций
Содержание
Государственный чиновник, отвечающий за реализацию инновационной политики в регионе, руководитель компании, менеджер инновационного проекта – все они в той или иной мере нуждаются в идентификации решений, обеспечивающих внедрение и поддержку нововведений. Для этого они должны знать основные типы инноваций, с которыми им приходится иметь дело в своей практике. В настоящей статье мы разберем типологию и классификацию инноваций и постараемся выстроить приоритеты в сложной совокупности взаимосвязей классификационных групп.
Подходы к типологии и видовому различию инноваций
Инновационная деятельность (ИД) относится к одной из самых сложных и рискованных динамических систем в хозяйственной деятельности человека. Она охватывает сферы научных исследований, открытий и получения знания, опытно-конструкторских разработок, производства и коммерциализации новшеств. В правильной организационной модели такой деятельности она организуется посредством выполнения инновационно-инвестиционных проектов. Но перед тем как запускать инновационные проекты в производство, следует четко осознавать, в рамках какой стратегии и какой типологии они будут выполняться. Систематизация для классификации необходима как на государственном уровне, так и на уровне корпорации, поскольку решает следующие задачи.
- Разработка системы кодирования видов ИД и соответствующих проектов, согласованных с действующими международными стандартами классификации, что может способствовать созданию эффективных банков данных в инновационной сфере.
- Выбор инструментов и методов управления инновационной деятельностью с учетом идентифицированного типа и вида нововведений.
Типология инноваций, понятие и классификация инноваций в научных и прикладных обобщениях отличаются широким разнообразием. Достаточно вспомнить ряд громких имен консалтингово-методологической сферы среди представителей мировой и отечественной управленческой мысли: Й. Шумпетер, М. Портер, В. Менш, В. Медынский, Ф. Никсон, А.И. Пригожин, Л.И. Анчишкин и т.д. Однако выносить многочисленные авторские позиции на страницы данного материала считаю не совсем целесообразным, поскольку возникает риск завязнуть в очень близких, но терминологически разрозненных подходах. Понятие и виды инноваций укрупненно нами уже были рассмотрены в статье, посвященной методологическому базису инноваций. Предлагаю еще раз вспомнить сформулированное там определение.
Было предложено понимать, что в качестве конечного результата специализированной деятельности инновация позволяет получить новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке. Результатом также может выступать и усовершенствованный бизнес-процесс, техпроцесс, получивший распространение в практической деятельности. Для инноваций в коммерческой сфере деятельности особенно важен скачок дохода и (или) прибыли. Но не каждое нововведение имеет целью получение коммерческого эффекта, что следует учитывать, когда нами рассматривается сущность и классификация инноваций максимально широкого спектра применения.
В показанной выше схеме собрано большинство классификационных признаков ИД и соответствующих видов. Типология инноваций в ее системном варианте наиболее детально разработана А.И. Пригожиным. Он выделяет три исходных базиса для типологизации: тип новации, механизм реализации ИД и особенности выполняемого инновационного процесса. Типы новшеств оказывают влияние и на типы инноваций, которые формируют две большие группы: материально-технические и социальные. К нововведениям материально-технического типа можно отнести инновации в сфере:
- техники;
- технологии;
- промышленных материалов.
Социальный тип нововведений соотносится с материально-техническим типом дихотомически. Он вбирает в себя практически все варианты, которые не могут быть отнесены к материальному или технико-технологическому аспекту. Здесь подразумеваются виды инноваций и их классификация, которые включает в свой состав виды:
- социально-управленческий;
- организационно-управленческий;
- финансово-экономический;
- правовой вид;
- педагогический вид инноваций.
Вопрос рейтинга классификационных признаков
Вопрос о том, какие из классификационных признаков при анализе разновидностей поставить на первое место, является ключевым, когда мы оперируем особенностями того или иного вида нововведений. Любой инновационный проект уже в момент разработки устава проекта или его паспорта требует идентификации по установленной шкале критериев с отнесением к конкретному виду. И я бы тут предложил не ориентироваться на типологию инноваций по материально-техническому и социальному критериям, поскольку они, как правило, тесно связаны между собой, а эффекты носят системный переплетающийся характер.
Вместе с тем, типология всегда имеет преимущество в отношении к видовой классификации в силу более высокого рода типа в сравнении с видом. Напомню, что тип – это категория ИД, которая объединяется общими чертами, имеющая достаточно широкие обобщающие основания, а вид – часть родового понятия «инновация». В этой связи интересен критерий-основание «завершенность нововведения». В литературе можно встретить позицию, что незавершенные инновации так и остаются новацией, а полноценным нововведением считаться не могут.
Это весьма тонкий вопрос, и он, скорее всего, получит свое разрешение в будущем. Пока же мы будем считать, что и те инновации, которые по ряду причин не смогли быть завершены при затраченных усилиях, остаются таковыми. Классификация инноваций и их специфика только-только получают должную «кристаллизацию» формулировок с позиции научного знания. Далее вашему вниманию предлагается вариант типологии нововведений, который сформирован с учетом трех стандартных оснований: признаков новшества, особенностей нововведений и специфики инновационного процесса.
Попробуем представить себе наиболее полный перечень классификационных признаков инноваций.
- Степень новизны.
- Форма новшества.
- Назначение инновации.
- Тип инновации.
- Направленность, сфера применения.
- Скорость внедрения.
- Частота применения или тиражируемость.
- Уровень разработки или масштаб распространения.
- Степень завершенности.
- Результативность инноваций.
- Подсистема системы инновационного менеджмента.
- Отношение к предыдущему состоянию системы.
- Степень интенсивности.
- Тип новшества.
- Затраты на инновационный проект.
- Масштаб результата.
- Степень сопутствующего риска.
- Место организационных границ.
- Источник инициативы (стимул к возникновению).
- Характер удовлетворяемых потребностей.
- Характер связи с научным знанием.
Данный список пока никак не подвержен ранжированию по критерию значимости. Как человеку, занятому в деловой сфере, мне ближе следующая иерархия первых четырех критериев классификации.
- Тип инноваций (материально-технические: продуктовые и технологические и социальные).
- Инновационный потенциал или степень новизны (прорывные, ординарные, псевдоинновации).
- Скорость внедрения.
- Стимул (источник) появления.
Остановлю ваше внимание на последнем критерии. Еще пять-шесть лет назад появление среди важнейших видов нововведений кризисных инноваций вызвало бы в сознании делового человека удивление. В 2010-2011 годах бизнесмены говорили друг другу: «Нужно только подождать, инвестировать в себя, на время сократиться». Затем возникло некоторое оживление, после которого наступили события 2014-2016 гг: вторая волна затяжного кризиса, ставшего повседневным явлением нашей действительности. Сформировались два противоположных тренда: кризис как фактор, противодействующий инновационному развитию, и кризис как мощный стимул для развертывания действенной политики государства в сфере инноваций. Поэтому среди стимулов ИД происходят серьезные метаморфозы, вызванные глобальными процессами.
Какие бы внешние и внутренние «тектонические сдвиги» ни происходили, для грамотной инновационной стратегии бизнеса важным остается видеть типы, виды и формы инновационных задач, которые он намерен решать в современной деятельности. Идентификация класса инновационного проекта дает в руки руководителя и проект-менеджера возможность грамотно определить структуру работ и выработать аргументацию для заказчика, инвестора, государственных и финансовых институтов поддержки инноваций.