Инновации с позиции процесса и проектов бизнеса

Инновации с позиции процесса и проектов бизнеса

Стратегии и политики государства в сфере экономики, технологии, инноваций все больше ориентируют государственные институты и бизнес на развитие инновационного процесса как на макро, так и на микроуровне. В настоящей статье мы рассмотрим сущность инновационного процесса, который происходит или должен происходить в коммерческих организациях в практике реализации инновационных стратегий. Естественно, что при этом мы обязательно должны вспомнить о соотношении проектной и процессной парадигм управления, которые во многом расставляют все на свои места.

Сущностный аспект процессного подхода в инновациях

Как мы помним, грань между проектами и бизнес-процессами весьма условная. Она проходит там, где уникальность решаемых деловых задач становится невыгодной для ведения бизнеса, поскольку имеет слишком высокую ресурсную цену. При этом бизнесмену нужно обязательно воспроизводить единожды и дважды достигнутый успех на регулярной основе. И успех этот должен не случаться, а быть процессуально определенным. Инвесторы ждут, что выбрав инновационную стратегию, соответствующую долгосрочным планам развития бизнеса, они гарантированно получат на выходе устойчивый и регулярный результат в виде новаций, признанных рынком.

Поэтому в какой-то момент инновационные проекты по составу и последовательности своих вех начинают повторять этапность, которая наиболее близка по своей природе к процессному подходу управления. Напомним себе, что бизнес-процессы в компаниях делятся на основные, обеспечивающие, процессы управления и развития. С одной стороны, сущность и структура инновационного процесса относит данный вид именно к бизнес-процессам развития. С другой стороны, его черты находятся в непосредственной близости к проектам внедрений новой продукции (технологии) либо к проектам развития, включая и развитие собственно бизнес-процессов.

Содержание инновационного процесса определяется широтой восприятия данного понятия. В узком смысле слова с понятием инновационного процесса обычно связывают последовательность этапов преобразования конкретного научного знания, опирающегося на открытые законы в конкретную же инновацию, то есть массово принятое потребителями новшество. Такого рода процесс реализуется в ходе одного инновационного проекта или проектной программы. В широком смысле данное понятие подразумевает системное развитие целой гаммы параллельно выполняемых инновационных процессов в организации в проектном формате.

В последнем случае речь идет скорее о процессе становления и развития инновационной стратегической платформы деятельности компании. Разработки инноваций и вывод их на рынок в этом случае следуют одна за другой, а в крупных компаниях порой реализуются одновременно. Это становится способом ведения бизнеса конкретным лидером (Ли Гонхи – Samsung Group, Тим Кук – Apple, Илон Маск – PayPal, SpaceX, Tesla и другие). Возвращаясь к локализации рассматриваемого понятия до его узкого значения, сузим его до традиционного «черного ящика» процессной управленческой доктрины.

представление инновационного процесса
Нулевой уровень представления процесса создания и вывода на рынок инновации
(нажмите для увеличения)

В традиционной для процессного подхода нотации IDEF0 некие «входы» преобразуются в выходные результаты. Вводные данные в форме результатов исследования проблем бизнеса и управления, прогнозов, научных исследований и открытий, пионерных инноваций дают основание для инноваций как первичного выхода из бизнес-процесса. Процесс не может обойтись без управленческого императива – формализованного прошлого опыта достижения подобных результатов: стратегии, регламентов, форм и иных предписаний. И естественно для реализации процесса важен его ресурсный базис – механизмы: средства исследований, проектирования и разработки инноваций, испытательное и производственное оборудование, информационные платформы и, конечно, квалифицированный персонал.

Генезис моделей процессов в инновациях

Инновационные процессы на предприятии можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных этапов, функций или работ. Набор получаемых результатов автоматически приводит к выполнению корневой задачи процесса, в нашем случае – к инновации. То есть инновация – и есть результат процесса. Элементами инновационного процесса с позиции этапного подхода могут быть рассмотрены также и его фазы или стадии, что сути дела не меняет. В классической методологии традиционно выделяются следующие основные этапы инновационного процесса.

  1. Обеспечение результата фундаментальных исследований.
  2. Получение результата прикладных исследований и ОКР.
  3. Первичное освоение продукта, технологических процессов.
  4. Массовое внедрение, распространение инноваций.
  5. Производство и продажи устаревающих инноваций.

Каждому из данных пяти этапов соответствует своя фаза процесса: фундаментальные исследования, прикладные НИР и ОКР, первичное внедрение, широкое внедрение, массовое применение технологий, фаза устаревания инноваций. Фазы инновационного процесса наиболее близки функциям, поскольку их выполняют конкретные функциональные подразделения или даже выделенные субъекты деятельности. Например, фазу фундаментальных исследований может взять на себя университет, специализированный НИИ АН РФ, или она может отсутствовать вообще.

основные этапы процессов в инновациях
Диаграмма основных этапов процесса в инновациях
(нажмите для увеличения)

У каждого этапа процесса есть свой состав выходных результатов. Но сложность состоит в том, особенно на первых стадиях, что критерии для четкого формулирования точного результата на выходе этапов инновационного процесса сформулировать крайне сложно. Непонятно даже на начальных шагах, в чем должен состоять результат тех же фундаментальных, а порой и прикладных исследований. Да и конструкторская мысль способна продемонстрировать крайне широкий диапазон решения одной и той же технической задачи.

Фундаментальные исследования могут десятилетия не приносить научного результата, в прикладных научных разработках срок изобретения также установить сложно. НИОКР явно отображают функции инновационного типа деятельности, а не работ, как их принято называть, поскольку работы обладают четкими характеристиками: вход, выход, ответственный, результат, срок. Но результат описывается до ОКР весьма поверхностно, а сроки слишком непредсказуемы.

Вот и получается, что особенности инновационного процесса в большей степени состоят в двойственной функционально-операционной природе данного типа процесса. Поэтому ключевая характеристика инновационного процесса состоит в его функциональности. Зато чем дальше и последовательно мы продвигаемся по этапам, тем больше они приобретают черты подлинно циклических задач, результат и сроки уже получается формулировать достаточно четко.

Для понимания современного состояния действующих процессов (управленческих и обеспечивающих в том числе), их интеграции в организационную систему управления особое значение имеют модели и формы инновационного процесса. Обратимся к истории развития моделей данного процесса с момента зарождения инноватики.

  1. В 50-60-е годы прошлого века действовала модель технологического толчка (линейная модель или technology push). На первом месте в этой модели стояли этапы исследований и ОКР, а стадии инновационного процесса (маркетинг и продажи) находились в конце цепочки.
  2. В дальнейшем с бурным развитием маркетинга факторы оценки потребительских предпочтений стали выходить на первое место. Так стала действовать новая модель, именуемая market pull или «рыночное притяжение».
  3. В 70-80-х годах возник новый подход, связанный с необходимостью обращаться к потребностям общества и технологическим возможностям на этапах от разработки инновации до активной фазы продаж. В это время ряд западных мыслителей (Р. Росвелл, Н. Розенберг, С. Клайн, К. Кларк, Р. Купер и другие) создают модели инновационного процесса третьего и четвертого поколений, носящие комплексный и интегрированный характер.
  4. В 1990-е годы возникает пятое поколение, к которому относятся модели стратегических сетей и интеграции со стейкхолдерами. Последняя модель представлена на схеме ниже.
процесс в инновациях со стейкхолдерами
Схема процесса в инновациях с интеграцией со стейкхолдерами
(нажмите для увеличения)

Управление процессами в инновациях

Управление инновационными процессами в компании возникает еще задолго до того, как запускается собственно инвестиционно-инновационный проект. Исходно возникает стратегический выбор в направлении создания инноваций в подсистеме планирования и проектирования бизнес-модели компании. КСР и инновационная стратегия при разработке опираются на методы прогнозирования потребительских предпочтений, развития науки, техники и технологии на долгосрочную перспективу. В план стратегических инициатив начинают активно включаться мероприятия инновационной направленности: сначала локальные проектные задачи НИР, ОКР, затем мероприятия по созданию образцов, их испытаний и т.д.

Комплексный инновационный проект и обеспечивающий его процесс – это скорее целая проектная программа, которая носит долгосрочный и многогранный характер, имеет сложную структуру и состав участников. Инновационный процесс как объект управления, как мы уже отмечали, не является процессом в чистом виде, очень далек от технологической рутины и весьма близок к проектной задаче. У такого процесса особые цели и форма организации, специфические процесс разработки и уровень взаимодействий. Для сравнения приведем характеристики процесса создания инноваций и обычного основного процесса, например, производства товарной продукции.

сравнение инновационных и традиционных процессов
Таблица сравнения характеристик инновационного и традиционного процессов
(нажмите для увеличения)

Инновационный процесс как объект управления регулируется исходя из того результата, который возникает на каждой стадии продвижения инновации по его жизненному циклу. Возникают следующие состояния объекта и предмета процесса: новация, нововведение, диффузия, рутинизация инновации. Первые три понятия относятся к основным компонентам процесса в инновациях. Но помимо них существует еще несколько исходных состояний и действий, среди которых выделяются инвенция и инициация инноваций. Под инвенцией понимается основной замысел, идея, инициирующее процесс открытие, изобретение. Под инициацией инноваций рассматривается процедура, основанная на научно-технической, экспериментальной и организационной деятельности, благодаря которым стартует инновационный проект.

Для каждого промежуточного результата работают свои факторы продвижения инновации к успеху, ведь даже завершающая стадия (рутинизация) требует грамотного подхода к реализации. Под новацией здесь мы понимаем идею и знание нового качества и содержания. К ним относятся открытие, изобретение, оформленное патентом, рационализаторское предложение, уникальная методика и даже иногда инструкция. Под диффузией следует понимать результат вторичного освоения инновации уже в массовом порядке, когда имитация инновации набирает оборот и постепенно становится распространенным явлением.

В принципе, инновационным проектом, соответствующими процессом и деятельностью занимается методология инновационного менеджмента, описанная нами в предыдущей статье. При этом следует помнить, что главным предметом управления в процессе является подпроцесс коммерциализации, который в последние годы стал всеобъемлющим, поскольку он активирует основные методы прогнозирования еще на этапе инвенции и до инициации. В этой связи интерес представляет еще одна модель протекания инновационных процессов, показанная далее.

преобразование знаний в деньги
Модель преобразования знания в деньги в процессе инновации
(нажмите для увеличения)

Виды и субъекты создания инноваций

Весь комплекс этапов процесса может быть реализован внутри одной компании, если она достаточно крупная, чтобы содержать собственное научное подразделение. Гораздо чаще этапы фундаментальной и прикладной науки выполняются вне стен фирмы. Кроме того, важно понимать, что инновация нацелена изначально на внутрикорпоративного потребителя или на внешний рынок. В привязке к вопросам кооперации, сотрудничества и потребления в процессе получения инновации различаются следующие виды инновационного процесса.

  1. Натуральный процесс, реализуемый внутри одной организации. Такой процесс называют также простым внутриорганизационным. Потребители новшества находятся в самой компании. Факторы внешнего маркетинга, по крайней мере для первичной инновации, здесь не работают. Примером такой инновации может служить нововведение в бизнес-процессах, позволяющее существенно снизить издержки производства и сбыта.
  2. Товарный процесс, предполагающий акт продажи инновационного продукта на рынке корпоративных или частных потребителей. Данный вид называют также простым межорганизационным процессом, он относится к первичным или пионерным инновациям.
  3. Расширенный процесс создания и реализации инновации имеет место в условиях второго, третьего и т.д. рождения инновационного продукта, когда собственно и происходит диффузия инновации на рынке. Естественно, что норма прибыли у всех производителей сначала постепенно, а затем резко падает, поскольку монопольному предложению приходит конец. Но из-за постоянного роста продаж на рынке снижение нормы прибыли не столь заметно.
процесс создания и продаж инноваций
Поэтапная модель процесса создания и продаж инновации
(нажмите для увеличения)

Последние замечания нашли отражение в представленной выше модели процесса простого или расширенного содержания. Поскольку факторы защиты интеллектуальной собственности инноватором-пионером отрабатываются в обязательном порядке, последователям приходится воспроизводить в той или иной степени предыдущие этапы, порой включая даже и части фундаментальных исследований. Данная классификация инновационных процессов может быть дополнена их делением на процесс с присутствием этапов фундаментальных, прикладных исследований и процесс, в котором на входе приобретаются права на изобретение, патент и т.п.

Для понимания сути и вида процесса немаловажным является то, какого рода субъекты инновационного процесса принимают в нем непосредственное участие в качестве движителя инновации. Выделяются типовые виды таких субъектов.

  1. Новаторы, генерирующие новое знание и создающие интеллектуальный продукт. Научные учреждения (НИИ и ВУЗы), изобретатели, малые научно-исследовательские фирмы выступают часто донорами интеллектуального продукта.
  2. Фирмы – пионеры инноваций.
  3. Раннее большинство или ранние последователи, буквально «дышащие в затылок пионерам». Часто бывает так, что именно данная категория субъектов снимает основную часть сливок» с рыночного успеха инновации.
  4. Отстающие последователи, которые запоздали со своевременным выводом нововведений на рынок.
  5. Имитаторы, приобретающие законные права на изготовление и продажу новшеств или осуществляющие пиратское копирование с продукта-оригинала.

Помимо собственно субъектов выделяются также и иные участники инновационного процесса, которые относятся к ближнему и дальнему окружению инновационной компании, среди них выделяются:

  • инфраструктурные институты государства, поддерживающие инновации.
  • патентные ведомства и организации, а также органы сертификации;
  • инвестиционные фонды и финансовые организации;
  • организации государственной и частной системы страхования;
  • учреждения системы образования и т.д.

Завершая осмысление инноваций и инновационного процесса на микроуровне следует подчеркнуть, что, как и у любого бизнес-процесса, у рассматриваемой процессуальной последовательности должна присутствовать такая характеристика, как эффективность инновационного процесса. Без ее оценки очень трудно говорить об успешном менеджменте в частности и о стратегическом успехе вообще. Руководителю компании, куратору проектов, проект-менеджеру и менеджеру по инновациям стоит обращать на данный момент пристальное внимание. Понятие и методику такой оценки мы планируем развернуть в одной из следующих статей.

Похожие публикации