Перспективы стратегии развития России в области инноваций
Содержание
Председатель правительства Дмитрий Медведев признал 19 июля 2017 г., что пока в развитии инноваций мы движемся медленно. А все ли стратегии должны выполняться, является ли это непререкаемым условием развития субъекта деятельности? В настоящей статье попытаемся удержаться от полярных тональностей оценочных суждений и попробуем объективизировать взгляд на происходящие события, связанные с реализацией Стратегии инновационного развития нашей страны, рассчитанной на период до 2020 года (СИР-2020).
Исходные условия разработки СИР-2020
Около пяти с половиной лет назад Минэкономразвития РФ была разработана и запушена стратегия программного развития российских инноваций на период до 2020 года. Документ является руководством к действию не только для федеральных органов власти, но и определяет инновационное развитие регионов и отраслей экономики нашей станы. В разделе оценки состояния и проблем развития инноваций в РФ внимание сосредоточено на последствиях мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Акцент в анализе сделан на периоде с 2005 г. по конец 2011 г. Среди наиболее пострадавших от кризиса отраслей названы:
- электронная промышленность;
- космическая отрасль;
- судостроение;
- авиастроение.
В документе СИР-2020 практически ничего не сказано о процессе деиндустриализации экономики, начало которой было положено в 1991 году, которая продолжается по настоящий день. Бросается в глаза, что причиной инновационного отставания называется мировой кризис, при этом падение отечественной промышленности (машиностроения, легкой промышленности т.д.), отраслевой науки в ходе приватизационных процессов не получило оценки. Тем не менее, именно эти компоненты народнохозяйственной системы были и остаются фундаментом вышеназванных отраслей высокого передела.
В представленной выше диаграмме динамики одного из универсальных показателей развития промышленности проиллюстрировано, что базис для развития, в том числе наукоемких отраслей, в значительной степени утрачен. Это объективная данность.
Вместе с тем, неоднократно заявлялось, что стратегия инновационного развития России формируется исходя из позиции более высокого уровня, основанной на стратегии экономической безопасности страны. Если же взглянуть на всю совокупность вызовов, стоящих сегодня, то становится очевидным, что вопрос инновационного развития РФ шире и глубже, чем только вопрос тактической и стратегической конкуренции страны на международном рынке разделения труда. Более того, инновационное развитие России не может не рассматриваться вне контекста производственного базиса и научно-технического потенциала.
Проблема производственного потенциала никуда не девается, но она уже не может быть решена методами 30-х годов. И это нужно понимать, тем более в условиях, когда глобальное общество живет в среде совершенно иных вызовов и угроз. В констатационной части II-го раздела стратегии отмечены современные вызовы, требующие ответа инновационной направленности.
- Ускорение технологического развития экономики Мира.
- Обострение конкуренции за высококвалифицированный персонал и инвестиции инновационного назначения.
- Изменение климата.
- Старение населения.
- Проблемы с продовольственной безопасностью.
- Проблемы с системным здравоохранением.
Ключевой проблемой, стоящей на пути инновационной деятельности в России, назван низкий спрос на инновации в экономике, неэффективность его структуры в пользу импорта высокотехнологического оборудования, закупаемого за рубежом. К слову сказать, на специализированной экспозиции ИННОПРОМ-2017 «Металлообработка» доминировали представители японских, германских, австрийских компаний-производителей, что вполне естественно. Означает ли это, что рынок обрабатывающих средств производства нашей страной потерян навсегда? Не будем ли мы вынуждены с гигантскими потерями и напряжением восстанавливать наше машиностроение? Об этом стоит подумать.
Направления развития и сценарии СИР-2020
В конце прошлого раздела статьи мы сформулировали очень важные вопросы, на которые нельзя найти однозначного ответа. Потому что время сейчас совершенного другое, интеграционные процессы в мировом бизнесе иные, специализация по рыночным продуктам стран более зрелая. Нишевой потенциал машиностроения в России останется, скорее всего, как и для любой страны, которая обладает подобными исходными данными (историей, фундаментальной наукой, численностью, образовательным уровнем населения и т.д.). На том же ИННОПРОМе со стороны японских коллег прозвучали следующие цифры по вершинной форме машиностроительной техники – роботам. В 2015 году число промышленных роботов на 10 000 сотрудников, занятых в производственном секторе экономики:
- в республике Южная Корея составило 531 единицу;
- в Японии – 305 роботов;
- в Китае – 49 роботов;
- в России – 3 робота (отставание от лидера в 177 раз).
В Японии недавно отмечали 50-летие истории роботостроения, а СССР еще в конце 70-х включил в планы 11-ой пятилетки разработку и внедрение промышленных роботов, систем автоматического управления, создание полностью автоматических заводов и цехов. И эти планы выполнялись вплоть до перестройки и начала 90-х годов, то есть мы отставали от передовых стран на 10-15 лет.
Теперь же государственная программа по развитию промышленности даже и близко задач такого рода не формулирует. А стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года определяет несколько локальных направлений, в которых у страны остался потенциал конкурентоспособности и определенные перспективы.
- Аэрокосмические технологии.
- Биотехнологии, включая биотехнологии промышленных масштабов и фармацевтику.
- Фотоника, в том числе развитие лазерных технологий и производства светодиодов.
- Ядерная энергетика.
- Информационные технологии.
- Системы вооружений и военной техники.
- Композиционные материалы.
Действительно, концентрация усилий в направлениях, по которым имеется серьезный задел и существует высокая вероятность достичь успеха в глобальной конкуренции, – наиболее верный выбор. Это не исключает в последующем возврата к вопросу инноваций в области традиционных отраслей (машиностроение) и их интенсивный рост на новой технологической платформе. Нашей стране дается, с одной стороны, шанс использовать те немногие сильные позиции, которые еще остались от Советского задела, а с другой, воспользоваться единственным способом технологического прорыва – инновационным типом развития.
В документе СИР-2020 предполагалось, что инновационные технологии в своем развитии могут пойти по одному из тех вероятных сценариев. Первый вариант развития носит название инерционного. С учетом серьезности вызовов, которые нарастают в последние годы, такой сценарий не допустим. Однако пока правительству и специализированным государственным институтам преодолеть инерционность не удается, и инновации в России идут медленно.
Вторым вариантом развития инноваций в России рассматривался догоняющий сценарий развития. Он опирался на идею достижения стратегического успеха за счет локальных отечественных разработок и перевооружение экономики благодаря использованию преимущественно импортных технологий. Однако Запад стремится максимально ограничить доступ нашей промышленности и других отраслей к передовым разработкам из-за политического фактора.
Наконец, самым желанным, но и наиболее трудным, является сценарий достижения подлинного лидерства по основным направлениям науки и технологий. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать: нужных предпосылок для реализации данной сценария пока нет ни по финансовому обеспечению, ни по мотивационной модели для бизнеса и науки, ни по идеологии. Естественно, предпочтительным вариантом является некий комбинированный вариант технологии развития, поиск которого идет непрерывно.
Национальная инновационная политика и НИС для целей СИР-2020
Вывод России на инновационный путь развития служит главной целью Стратегии. Достижение этой цели характеризуется набором из 11 синтетических показателей достижения ее результата, который подлежит регулярному мониторингу. Развитие инноваций рассматривается как основной и перспективный драйвер экономического роста страны. Перечень основных задач, вытекающих из цели СИР-2020, представлен далее в схематической форме.
Стратегия развития инноваций определяет инновационную политику государства, которая, в свою очередь, интегрируется во все локальные аспекты социально-экономической политики. Имеются в виду следующие виды государственной политики:
- техническая;
- бюджетная;
- налоговая;
- в сфере борьбы с коррупцией;
- в области конкуренции;
- в сфере госзакупок;
- в области внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
- региональная и отраслевая политики.
Сегодня очевидно, что многие планы СИР-2020 оказались не выполнены, поэтому очень сложно говорить об этапах Стратегии. Тем не менее, ряд запланированных, развивающих инновационную систему мероприятий реализован, а некоторые индикаторы достигнуты. Об этом мы порассуждаем в отдельном разделе статьи.
Как отмечено выше, особую роль в реализации стратегии играет национальная инновационная политика, основанная на воспроизводстве на новом уровне НИС (национальной инновационной системы). Тем не менее, модель получилась достаточно громоздкая и, судя по всему, не совсем работоспособная. Координаторов и контролеров масса, координационные функции, хотя и расписаны подробно, но ясности понимания того, как конкретно будут поддерживаться технологические платформы (ТП), при прочтении документа не возникает.
Тому же ИЦ «Сколково» придана функция интеграции НИС России в международную инновационную среду, что по факту не произошло. Помимо Минэкономразвития, Минпромторга, Минобрнауки координаторами деятельности ТП назван еще целый ряд министерств и ведомств. Но давайте откровенно: что такое координация? Это безответственное околоуправленческое действие. В отсутствии единого уполномоченного и ответственного органа за реализацию всей стратегии и при множественности координаторов ни о какой эффективности проекта развития инноваций речи вести нельзя. Тем не менее, основные направления инновационной политики в целом в СИР-2020 прописаны достаточно глубоко и взвешенно.
Проблемы реализации стратегии развития инноваций
Наверное, можно согласиться с тезисом, что 5,5 лет тому назад Россия была в каком-то смысле другой страной, которая шла прямой дорогой в фарватере предписанной роли сырьевого придатка Запада. Цены на нефть и лицемерное расположение элит Европы и США создавали иллюзию, что инновационный реванш вполне возможен в рамках либерально-демократической парадигмы развития нашего общества. Сейчас мы все ближе и ближе подходим к отрезвлению национального самосознания. Предпосылки для восстановления экономического потенциала на инновационной платформе очень постепенно, но формируются. А черты нового типа производственных отношений начинают проступать в ткани весьма непростой внешнеполитической и внутриэкономической ситуации.
В 2014 году стало очевидно, что первый этап реализации СИР-2020 во многом не достиг намеченного. Вице-премьер Дворкович А. признал, что инновационная Россия пробуксовывает в своем развитии. Оценка проводилась еще без учета 2014 года, когда возникли известные события с вхождением Крыма в состав России и операции АТО на Донбассе. По заявлению Правительства, инфраструктурные преобразования были выполнены успешно, удельный вес затрат на технологические инновации опередил план (2,2% против 1,95% по плану). Доля инновационных продуктов в общем объеме отгрузки составила в 2013 г. 8,9% против запланированных 7,2%. Но в целом достижения основной массы целевых стратегических индикаторов не произошло (см. диаграмму ниже).
К концу 2016 года наметился ряд позитивных тенденций, позиции России в международных рейтингах инновационной активности стали улучшаться (на 3-5 позиций в индексах GII и GCI, см. диаграмму ниже), изменился тренд динамики показателей на контрольной панели управления. За два последних года улучшилось 12 и ухудшилось 5 показателей из 41-го. Тем не менее, ряд проблем сохранил хронический характер. Современные проблемы инновационного развития России весьма трудно выстроить в единую одноранговую линейку корневых противоречий.
Ключевое текущее затруднение ответственные координаторы развития инноваций в нашей стране (МЭР, ОП, РВК) усматривают в низком уровне включенности крупных компаний в инновационный процесс. Инновационная повестка не входит в режим регулярного стратегического управления ведущих компаний страны. Механизмы ценообразования, особенно в государственных закупках (Гособоронзаказ), не позволяют закладывать экономически обоснованную инновационную составляющую развития продукта. Существующая система отраслевых стандартов и действующая политика финансовой поддержки инноваций, в том числе за счет моделей налогообложения, не выдерживают критики.
Текущие проблемы, связанные с реализацией СИР-2020, достаточно подробно описаны в Национальном докладе об инновациях в России 2016. Очень рекомендую вам ознакомиться с этим документом, тем более что он есть в открытом доступе. Ясная и глубокая позиция, выверенная аргументация, наглядное представление и четкие выводы присутствуют в данном докладе. Разработчики доклада выделяют пять групп признаков современной отсталости России в инновационной сфере.
- Наблюдается низкий уровень возврата на инвестиции в НИОКР.
- Фундаментальные уровни НИС демонстрируют слабость своей позиции.
- Бизнес не воспринимает в должной мере технологии как фактор конкурентоспособности.
- Таланты продолжают уезжать («утечка мозгов»).
- Бизнес-проекты, выращенные венчурным бизнесом, не видят путей развития внутри страны и покидают ее.
Стратегия, предусматривающая развитие инноваций до 2020 года, в настоящее время подвергается процедуре корректировки и актуализации в направлении ее гармонизации с развивающейся панелью управления инновациями. Идея панели управления со структурированным представлением КПЭ не представляет собой какого-то откровения, практика такого мониторинга широко применяется в мире. И политическая, и социально-экономическая ситуация значительно изменились к 2017 году, поэтому СИР-2020 требует обновления, в том числе по составу показателей, по их целевым значениям и по уровню фокусировки на зонах ответственности. Вероятно, наряду со Стратегией НТР РФ до 2035 года, мы увидим в ближайшем будущем и новую редакцию СИР-2020, которая в большей степени будет представлять собой управленческий, а не декларативный императив.