Как войти в теорию решения изобретательских задач?

Как войти в теорию решения изобретательских задач?

В менеджерской среде, к великому сожалению, принято считать в большинстве случаев, что инновационный потенциал нашей экономики остался в прошлом и имеет немного шансов к реанимации. Одной из причин называется низкий уровень изобретательства в российской действительности. Между тем, еще каких-нибудь 60-50 лет назад в СССР была разработана уникальная теория и технология ТРИЗ, которая сегодня получает все большое распространение в развитых странах, в крупных транснациональных компаниях. Предлагаю вместе поразмышлять над тем, как подойти к освоению теории решения изобретательских задач.

Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер

В 1978 году я познакомился с творчеством Генриха Альтова (Генрих Альтшуллер носил такой писательский псевдоним), когда прочитал в очередном сборнике советской научной фантастики рассказ «Ослик и аксиома» (1966 г.и.). Поражала дерзновенность и дальнозоркость автора в лучших интеллектуальных традициях «оттепели 60-х». С того времени я стал увлекаться произведениями этого писателя, совершенно не подозревая, какой научной величины стоящий за псевдонимом человек – Генрих Альтшуллер, и каков его действительный вклад в прорывные решения инноватики современности. Герой рассказа «Ослик и аксиома» – ученый-самоучка по прозвищу Антенна, как гениальный разведчик дальних научных рубежей, сегодня представляется мне прообразом самого Генриха Сауловича.

В настоящей статье не ставлю цель открыть какую-либо истину о ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, права на это я в принципе не имею. Во-первых, я не изобретатель, а экономист, хотя и пытался одно время честно решать тризовские задачи. Во-вторых, настоящая теория – наука молодая, знания о ней должны преподносить авторы или их последователи, достигшие признанных высот в изобретательстве и других областях, где методы ТРИЗ применимы. Тем не менее, занимаясь проектным управлением, в том числе и в инновационной сфере, каждый проект-менеджер обязан представлять основные элементы ТРИЗ. Благодаря им можно достигать необходимого изобретательского результата не за счет гениальности и особого искусства, а по некой выстроенной, четко определенной технологии. Поэтому хотя бы минимальное представление о данной технологии у PM должно быть.

Генрих Альтшуллер
Фото Г.С. Альтшуллера. Источник: www.altshuller.ru

Основы ТРИЗ разработаны Г. Альтшуллером еще в 1946-1948 годах в результате выявленных закономерностей при анализе огромного числа патентов на изобретения. Систему ТРИЗ удобно рассматривать по аналогии с теорией управленческих исследований. И в том, и в другом случае результат порой носит дерзкий характер (в авторстве курса «Управленческие исследования» С.Г. Гончаровой (МИРБИС)). Как и принципы ТРИЗ, элементы системы управления опираются на проблемный тип мышления. В обоих случаях ключевым моментом для реализации алгоритма решения служит поиск корневого противоречия. Интересно, что и изобретательская деятельность в классическом варианте, и методика управленческих исследований часто используют одни и те же приемы и методы структуризации проблемы:

  • метод «дерева проблем»;
  • метод контрольных вопросов;
  • метод мозгового штурма;
  • метод синектики;
  • метод морфологического анализа и т.д.

Генрих Альтшуллер все эти методы обоснованно называет «методами перебора», «проб и ошибок» и т.п. При этом ученый уже в середине 20-го века четко понимал, что сегодня перебор вариантов решения – недопустимая роскошь. Его позиция состояла в том, что изобретательская задача принципиально не должна и не может решаться в зоне слабых, компромиссных решений, непозволительно использовать заведомо тупиковые ветви поиска, слепое блуждание невыгодно и безрассудно. Напротив, необходимо до крайности обострять выявленное противоречие, смело двигаясь к образу неразрешимой ситуации. Только в этом случае возникают сильные решения, считал автор теории.

Структура ТРИЗ сущностна и многогранна. Генрих Саулович, как я полагаю, не боялся называть вещи своими простыми именами, смело формулировать аксиомы и законы, и они со временем сложились в теорию. Этому способствовало то, что Г. Альтшуллер был великолепным системотехником и преподавателем. Могу сделать такой вывод хотя бы по его произведениям в научной фантастике, они пропитаны глубоким философским взглядом и настоящей образностью.

Теория оперирует не только закономерностями, в ней используется градация изобретений по уровням, сформулированы стандарты методики, которые разбиты на классы. В своей методологии теория использует специально созданный алгоритм, насыщенный множественными приемами, число которых велико и все же ограничено несколькими сотнями. Все эти элементы и составляют инструменты ТРИЗ.

Фундаментальные идеи теории

Как мы уже заметили выше, данная теория насыщена множеством инструментальных средств. Совершенно не вижу смысла в том, чтобы повторять понятия и определения этой достаточно сложной системы. В конце статьи я приведу источники, к которым читатель может легко обратиться и подчерпнуть необходимые ему сведения. Но есть в этом подходе корневые идеи, которые действительно определяют сущностный аспект методологии, наполняющей ее жизнью и прагматикой.

Базовым законом теории Генрих Альтшуллер вывел постулат, что технические системы развиваются в направлении увеличения степени идеальности. Тогда что представляет собой идеальное состояние объекта изобретения? Оно предполагает, что самого объекта нет, а его функция, тем не менее, выполняется. Помимо базового закона был сформулирован целый ряд позиций, не все из которых можно действительно счесть законами, но глубинными закономерностями развития технических систем (ТС) они действительно являются. Автор теории разбивает «законы» на классы по признакам статики, кинематики, динамики. Среди них выделяются идеи, исключающие потребность в слепом переборе решений:

  • полноты частей системы;
  • «энергетической проводимости» ТС;
  • согласования ритмики частей ТС;
  • неравномерностей развития частей ТС;
  • перехода в надсистему;
  • перехода с макроуровня на микроуровень и т.д.

Все же, без нескольких понятий обойтись в разговоре о теории Г.С. Альтшуллера не получится. Первое такое понятие связано с идеальным конечным результатом (ИКР), который изобретатель должен себе представить и сформулировать при поиске корневого противоречия. Ведь суть изобретательской задачи состоит в устранении выявленных технических противоречий. Для этого необходим образ ИКР, который позволяет творцу выходить в область сильных решений. Именно ИКР позволяет создать изобретательскую ситуацию, приводящую к выбору уровня задачи – максимального или минимального. Ниже приводится пример с обыкновенным кирпичом.

цитаты из книги Альтшуллера
Две цитаты из книги Г.С. Альтшуллера. Источник: (1, стр. 79, 80))

Генрих Альтшуллер выделяет пять уровней задач в своей теории от мельчайших до крупнейших изобретений. Особое место в его теории занимают понятия моносистемы, бисистемы и полисистемы – результатах естественного генезиса ТС. В своей книге «Найти идею» (1) ученый весьма деликатно на множестве примеров развивает логику методологии, постепенно вводя читателя в алгоритм решения изобретательских задач, в котором четко изложена последовательная техника теории. В качестве схемы минимальной технической системы рассматривается образ еще одного понятия «веполь» (вещественно-полевая структура ТС), и перевод изобретательской задачи в вепольную форму становится одним из краеугольных камней теории. Благодаря вепольному анализу достигается эффект исключения несущественных условий задачи, а алгоритм решения приобретает стройность и целостность.

схема развития ТС
Общая схема развития ТС по Г.С. Альтшуллеру. Источник (1, стр. 71)

Благодаря модели, представленной выше, Генрих Альтшуллер с соратниками создал уникальную таблицу в форме свода конкретных правил, используя которые была получена возможность успешно решать основное число типовых изобретательских задач. Командой ученого был создан и затем постоянно совершенствовался алгоритм решения изобретательских задач. Особое место в методике теории занимают деловые игры ТРИЗ, начало которым было положено отнюдь не на Западе, как многие полагают, а у нас в Ленинграде в 1930 году, когда была создана специальная группа по проектированию новостроек.

Реферирование рассматриваемой теории, как уже было замечено, смысла не имеет. Это целая «планета» знаний. И для таких же, как я, искателей предложу небольшой алгоритм ее освоения.

  1. Внимательное прочтение одной-двух книг самого Г. Альтшуллера, желательно не один раз.
  2. Изучение монографий соратников ученого, например, Б.Л. Злобина.
  3. Проработка бесплатной электронной книги, раскрывающей основные понятия и подходы к теории (5).
  4. Обучение у мастеров с уровнем сертификата не менее TRIZ-profit.
  5. Упражнения по решению изобретательских задач помимо учебного курса.

Общеизвестно, что теория решения изобретательских задач разработана для изобретений в технической сфере и применима далеко не во всех сферах экономической деятельности. Хотя попытки использовать ТРИЗ в бизнесе постоянно предпринимаются, пока полноценного решения в деловой сфере я не наблюдал. Однако теория действительно имеет очень хорошие перспективы, особенно в инновационной сфере. Значение личности в истории неоценимо, и сохраняются надежды, что новые Альтшуллеры придут. Судьба у России такая.

список источников
Список использованных источников
Похожие публикации