Инновационное направление инвестиций

Инновационное направление инвестиций

Достаточно давно и практически на всех уровнях звучит очевидная мысль о том, что без реального включения инновационного фактора Российской экономике будет очень сложно подняться на достойное место. В первую очередь, данный вопрос стоит на уровне национальной безопасности и служит лейтмотивом трансформации государственной инвестиционной политики, которая пока не приобрела форму радикальных изменений. Инвестиции в инновации должны в ближайшее время претерпеть качественные и количественные изменения. Приглашаю к размышлениям на эту тему.

Место инноваций в инвестиционной практике

Под инновацией следует понимать комплекс изобретения, новшества и нововведения в материальной или интеллектуальной сфере, являющийся результатом творчества людей, доведенный до стадии коммерческого или иного нового продукта. Инновации осуществляются в области техники и технологии, управления и организации. Такие нововведения способны существенно изменить рыночную позицию субъекта инвестиций за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Основной целью они имеют обеспечение в будущем экономических выгод. Ожидаемые выгоды значительно превышают эффекты от обычных в традиционном понимании инвестиций, свойственных соответствующей отрасли деятельности. Инновации имеют три фундаментальных параметра, которые необходимо учитывать.

  1. Присутствие творческого процесса, являющегося основой изобретений и нововведений.
  2. Отличительная новизна инноваций.
  3. Результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке.

Существенное значение имеет формализация указанных параметров для целей объективности и подлинности инноваций. Понятие творческого процесса тесно связано с системным явлением проблемы, которая имеет форму проявленных и скрытых трудностей и возможностей. Они охватывают области менеджмента, товарных, интеллектуальных продуктов, представленных на рынке и в обществе. Выявление корневых проблем и возможностей происходит в результате исследований, которые основаны на научном подходе. Бюджеты НИОКР служат количественным измерителем инвестиций субъектов деятельности в исследования как части творческого процесса инноваций.

инвестиции в инновационные проекты

Формальный характер отличительной новизне придает получение патента на изобретение. Этим фактом подтверждаются его уникальность и охраняемые на государственном уровне права. Вторичным эффектом патентной регистрации является оригинальность новой идеи и разработки. Новый доход, который генерируется в результате введения результатов изобретения в практику бизнеса или других общественных институтов, фиксирует в количественном формате факт полезности нововведения. Доход служит «линией водораздела» между изобретением и реализованной инновацией. Генерируемый доход является комплексной категорией и подразумевает следующие выгоды:

  • приращение прибыли;
  • увеличение рыночной доли компании;
  • снижение издержек;
  • роялти по договору коммерческой концессии;
  • лицензионные платежи.

Инвестиции и инновации – тесно взаимосвязанные категории, описывающие идентичные по экономической природе процессы вложений средств, которые осуществляются с близкими целями. Инновационные проекты являются частными случаями инвестиционных проектных задач, для которых экономическая эффективность прогнозируется на значительно более высоких уровнях. Вместе с тем, и рисковая составляющая для инновационных вложений существенно выше, что в российских условиях слабого рынка мешает их развитию.

Виды и направления инвестиций в инновации

В международной практике разработаны и действуют специальные методологические принципы для статистического измерения результатов инновационной деятельности. Евростатом разработано OSLO MANUAL – общепризнанное руководство, включающее данные основополагающие принципы. В 2005 году выпущена третья редакция настоящего руководства, в котором дается определение инноваций и их основные типы:

  • стратегические инновации;
  • технологические (продуктовые, процессные) инновации;
  • управленческие нововведения;
  • организационные инновации;
  • маркетинговые новшества;
  • экологические инновации;
  • эстетические инновации.
определение инновации
Определение инноваций от OSLO MANUAL

Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 50-е годы XX века впервые ввел в экономическую терминологию понятие инноваций. Наиболее известна его «Динамическая концепция экономического цикла», в которой ученый выделил несколько инновационных направлений. Кратко можно определить пять вариантов нововведений.

  1. Научные открытия и радикально новые подходы к применению продуктов, открывающие возможности для внедрения технологических инноваций, которые воодушевленно воспринимаются рынком.
  2. Разработка и производство продукта с совершенно новыми потребительскими качествами, которых до настоящего времени не было представлено на рынке.
  3. Создание абсолютно нового рынка для реализации действующих продуктов одной из отраслей.
  4. Инновация источника или сырья для создания продукта.
  5. Управленческая или организационная инновация.

По степени новизны различают следующие виды инноваций:

  • базовые нововведения (инновации закладывают основу для возникновения целой новой отрасли);
  • улучшающие инновации (глубокая модернизация созданного ранее продукта);
  • псевдоинновации (продлевают срок жизни улучшающих инноваций).

В последние годы состав институтов, обеспечивающих инновации, постоянно растет. Указом Президента РФ от 18.06.2012 за № 878 комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России преобразована в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Инновационная и инвестиционная деятельность занимает все большее место в экономической политике государства. В настоящее время действуют пять стратегических направлений в сфере инноваций, обеспечение реализации которых является приоритетным.

  1. Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения.
  2. Проекты, относящиеся к ядерным технологиям. Среди перспективных направлений: управляемый термоядерный синтез (практическое освоение к 2050 г.), замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейронах (к 2030 г.).
  3. Проекты в сфере компьютерных технологий и ПО. Наиболее весомо среди данных проектов выглядит направление «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» (ГРИД-технологии – форма распределенных вычислений, виртуальный суперкомпьютер).
  4. Проекты в области космических технологий и телекоммуникаций.
  5. Проекты по разработке отечественной медицинской техники и фармацевтика мирового уровня.

Статистическая поддержка инвестиций в инновации

Ни одна цель в современной экономике не достижима без перевода в задачный формат. Присутствие пяти задачных параметров определяет само наличие задачи как средства и объекта управления. Данному вопросу посвящена отдельная статья на тему определения целей и задач проекта. Напомню лишь, что формулировка задачи подразумевает количественное определение результата, что придает ей точность и однозначность понимания постановщика и ответственного ресурса критерия достижимости.

Из настоящих посылов следует, что для решения задачи мощного инновационного прорыва требуется информационный плацдарм, опираясь на который удастся построить стратегически выверенные векторы изменения уровней показателей. Измененные параметры инновационной деятельности засвидетельствуют тот самый прорыв, к которому стремится общество. Поэтому статистика играет важную роль и в формировании исходного цифрового базиса, и в свидетельстве качественных изменений.

Действия Росстата не безупречны, но заслуживают внимания, поскольку Федеральная Служба вполне справляется со своими задачами. За основу для рассмотрения результатов статистических отчетов далее взят отчет Росстата «Статистика инноваций в России» с анализом динамики инновационных параметров с 2000 по 2014 годы. Далее представлены основные определения инновационным понятиям, которые применяет Служба в практике сбора и обработки информации.

определения инновационной сферы
Определения инновационной сферы деятельности. Источник: Росстат

В западной управленческой методологии существует концепция BSC, которая использует многоуровневый состав показателей результативности (КПР/KPI). Российская управленческая наука оперирует ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые несколько отличаются от КПР, но по сути играют ту же роль количественных параметров задач для постановки их ответственным ресурсам. Для вывода КПЭ важную роль играют статистические измерения инновационной деятельности, включающих ряд параметров, таких, например, как:

  • число зарегистрированных патентов;
  • размер осуществленных платежей за инновационные технологии;
  • количество созданных инноваций;
  • затраты на инновационные цели по отраслям, регионам и отдельным компаниям;
  • уровень инновационной активности предприятий, отраслей и регионов.

Далее приводятся примеры динамики некоторых статистических показателей в сфере инвестиций в инновации из представленного перечня.

инновационная активность организации
Инновационная активность организаций промышленного производства и сферы услуг. Источник: Росстат
инновационная активность промышленного производства
Инновационная активность организаций промышленного производства и сферы услуг. Источник: Росстат
затраты на технологические инновации
Затраты на технологические инновации в промышленном производстве (млрд. руб.) Источник: Росстат

Основные проблемы российской инновационной политики

С учетом имеющегося статистического базиса сформировать состав КПЭ по задачам инновационного развития не составляет труда. В настоящий момент основные элементы инновационной инфраструктуры созданы. Государство активно участвует в финансировании инноваций через созданную Российскую венчурную компанию. Налоговое законодательство имеет аналогичную лучшим западным образцам модель льготирования инноваций. Принята IV часть ГК, регулирующая вопросы, связанные с оборотом и защитой прав интеллектуальной собственности. Созданы государственные вертикально интегрированные корпорации на ключевых инновационных направлениях экономики. Государство проводит свою инновационную политику посредством следующих методов:

  • прямые методы влияния через бюджет;
  • прямое административное воздействие;
  • прямые методы регулирования через институты развития;
  • косвенные методы влияния через установление «правил игры»;
  • косвенные методы инфраструктурного развития.

В последние годы достаточно много и в СМИ, и на уровне руководства страны говорится о национальной инновационной системе (НИС). Под ней предлагается понимать совокупность экономических субъектов, объединенных в систему реализации инновационной деятельности на основе действующих в государстве институтов. НИС в России действует, институтов развития достаточно, но до сих пор не понятно, кто персонально несет ответственность за решение задач инновационного развития в государстве.

Инновационная и инвестиционная деятельность в нашей стране сталкивается с рядом проблем, некоторые из которых носят традиционный для российской деловой практики характер. Рассмотрим их.

  1. Низкая инновационная активность у бизнеса, часто симулирующего типа.
  2. Правовой нигилизм бизнеса и общества. Законы и подзаконные акты, даже тщательно проработанные, раскрывающие массу возможностей, не исполняются.
  3. Российская НИС – преемница НИС СССР со всеми ее издержками.
  4. Государственная инновационная политика носит пассивный, распределительный характер с высокой долей участия государства.
  5. Бюрократический аппарат контролирует основные инновационные процессы, включая выбор приоритетов.
  6. Противостояние лобби сырьевой ориентации и устаревшей структуры системы нововведений.
  7. Придание роли локомотива инноваций госструктурам и крупному бизнесу с участием государства, демонстрирующих общую неэффективность.
  8. Низкий уровень доверия к частному бизнесу в его способности запустить инновационный процесс.
  9. Продолжение процесса монополизации экономики.
  10. Декларативный характер реформирования инновационной политики государства.
  11. Низкий уровень координации действий и постановки задач структурам, ответственным за результат преобразований.
  12. Фактическое исключение малого и среднего предпринимательства из процесса инновационного развития.
  13. Разрыв между высшим образованием и системой научных исследований.

Перспективы инновационного прорыва

5 февраля 2016 года на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию из уст Д.А. Медведева прозвучало заявление о создании к середине года нового Агентства по технологическому развитию (АТР). Перед ним ставится задача осуществления трансфера (импорта) технологий в отечественную экономику. Дело нужное и, безусловно, необходимое. Некоммерческая структура создается по аналогии с Институтом исследований промышленных технологий (Тайвань, создан в 1973 г.) и Центра международного трансфера технологий (Китай, основан в 2011 г.). Далее приводятся фрагменты слайдов из презентации Репика А.Е., президента ООО «Деловая Россия».

рейтинг глобальной конкурентоспособности
Место России и стран СНГ в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2015-2016 гг. Данные всемирного экономического форума
возможные варианты формата трансфера технологии
Возможные варианты формата трансфера технологий при работе АТР
проект ключевых показателей эффективности АТР
Проект ключевых показателей эффективности АТР в редакции «Деловой России»

Осознавая, в какой непростой ситуации находятся президент и премьер-министр, нельзя не спросить: «Мы расписались, что сил на запуск собственных инноваций в требуемом масштабе у нас нет?». Я данное событие рассматриваю именно так. Это ни плохо, ни хорошо. Просто факт. Означает ли это, что осуществляя трансфер технологий и эволюционно поддерживая две свои науки (ВПК и гражданскую), Россия планирует выйти на тренд крайне медленной модернизации всей инвестиционно-инновационной системы? Правильно ли я понимаю, что в ближайшие 40-50 лет у страны нет другого выхода, чтобы осуществить модернизацию, кроме как покупать технологии и пытаться их адаптировать?

Конечно, многие думающие люди уехали из России. Но и оставшиеся граждане в состоянии понять, что нам этих десятилетий никто не даст. Достаточно оглянуться на последние 25 лет и еще раз удивиться жизнеспособности российской экономики. Сколько бы ни оттягивать время, наступает момент «собирать камни», а не разбрасывать. Уверен, что создание еще одной структуры в условиях невнятной инновационной политики – не самое лучшее лекарство. Высока вероятность повторения ситуации подобно басне И.А.Крылова «Квартет».

Я считаю, что руководству страны рано или поздно придется решиться на радикальный шаг. Роль личности в истории России велика. Ломоносовы, Курчатовы и Королевы не перевелись в стране. Такую личность нужно найти и предоставить ей полный карт-бланш для ручного управления инновационным развитием. Еще, как мне видится, нужно вновь исследовать «Японское экономическое чудо» конца 40-50-х годов XX века с позиции управленческих инноваций. Из пяти предпринятых в Японии мер как минимум в 4-х из них наша экономика остро нуждается. Мне представляется, что все перечисленные выше проблемы – не проблемы вовсе, а перевернутые задачи. Нужна только воля лидера. А нация уже давно готова. Вспомните 70-летие Победы и Крым!

Похожие публикации