Подходы к управлению качеством проекта

Подходы к управлению качеством проекта

Какое бы современное средство решения деловой задачи мы ни взяли к рассмотрению (проект ли или бизнес-процесс), им всегда свойственны три конкурирующих друг с другом параметра: длительность, стоимость и качество. Нельзя сказать, что качество является самым сложным из указанной троицы, скорее всего, затраты на его обеспечение являются самыми нежеланными, поскольку они способны существенным образом утяжелить бюджет. Однако управление качеством проекта является одним из важнейших аспектов проектной управленческой доктрины. В настоящей статье мы рассмотрим основные способы решения этой задачи в распространенной практике.

Понятие качества в проектном управлении

Понятия качества и управления качеством проекта (далее УКП) тесно сопряжены с одноименными понятиями общекорпоративной системы управления, с соответствующей политикой организации, являющейся проектоустроителем. Помимо этого, среди заинтересованных сторон проекта могут действовать субъекты хозяйственной деятельности, которые также являются определенными носителями культуры и системы менеджмента качества (СМК). Требования, которые предъявляются к качеству процедур и продукта могут в таком случае варьироваться в достаточно широких пределах. Прежде чем мы перейдем к вопросам непосредственно предметной области, предлагаю разобраться с тем, что входит в понятие «качество».

В любом случае продукт деятельности должен быть рассмотрен нами как предмет, обладающий составом определенных свойств, которые важны как для его производителя, так и для потребителя. В этом смысле мы сразу абстрагируемся от философского понятия и переводим его в плоскость экономико-делового восприятия. С позиции совершенно разных подходов к определению качества (как правило, это национальные или международные стандартыANSI PMI PMBOK GUIDE и ГОСТ Р ISO 9000-2011) под ним предлагается понимать степень соответствия требованиям ряда присущих предмету характеристик.

связь понятий в области качества
Схема связей понятий, относящихся к качеству. Источник: ГОСТ ISO 9000-2011

понятия, связанные с характеристиками
Развертка понятий, относящихся к характеристикам. Источник: ГОСТ ISO 9000-2011

Выше вашему вниманию предложены две схемы, которые позволяют четко проследить взаимосвязь основных терминов, определяющих понятие рассматриваемого понятия в современной его трактовке. ГОСТ ISO 9000-2011 позволяет проанализировать терминологические связи более глубоко, поэтому позвольте адресовать к первоисточнику в случае возникновения сопутствующих вопросов. Требования к обеспечению надлежащего уровня занимают в его понятии ключевое место. В деловой практике сложилась традиция отражать требования в ряде специализированных документов, среди которых выделяются следующие.

  1. Стандарты. К ним относятся ГОСТ Р, ГОСТ, межгосударственные и международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, стандарты организаций и своды правил.
  2. Обязательно нормативно-технические документы (в т.ч. технические регламенты).
  3. Технические задания и ТУ.
  4. Проектная и технологическая документация.
  5. Документация процедурного уровня регламентации (описанные процессы управления).
  6. Соглашения сторон в форме договоров или контрактов.

Мэтры методологии об УКП

XX век можно по праву назвать не только веком двух мировых войн, индустриализации, НТР, но и веком менеджмента качества. Историю и школы создают, как известно, незаурядные личности, и великих умов в прошлом столетии было немало. Вспомнить хотя бы плеяду ученых и методистов, которых выдвинуло на мировую авансцену японское экономическое чудо. Видное место среди них занимал профессор Токийского университета Каору Исикава. Его диаграмма как очень простой и результативный инструмент исследования причинно-следственных связей давно стал классикой жанра. Японский ученый внес большой вклад в развитие методологии управления качеством.

В экономической деятельности качество продукта создается на всех этапах жизненного цикла оказания услуги, производства работ, выпуска изделий. При этом объектами управления могут выступать и процессы, и проекты как форма и средства достижения результата. Идеи ученого легли в основу концепции TQM. Среди теоретических новаций К.Исикавы полезно вспомнить:

  • введение в методологию понятий узкого (качество продукта) и широкого смыслов (качество процессов, работ, информации, задач, системы, компании);
  • интеграцию данного предмета в саму природу проекта или процесса, в противовес процедуре контроля;
  • более эффективное ранее предупреждение ошибок и дефектов в сравнении с контролем и устранением.

Параллельно с японскими учеными над аналогичными проблемами, отделенная от них Тихим океаном, трудилась группа американских специалистов. Среди них до сих пор ярко и весомо звучат имена Арманда Фейгенбаума, Филиппа Кросби, Уолтера Шухарта, Уильяма Деминга, Джозефа Джурана. Эти великие мужи не зря по сей день именуются не иначе как гуру, их трудами произошло становление, развитие философии и концепции Total Quality Management в период с 50-х по конец 80-х годов прошлого столетия. Главные идеи, сгенерированные в это время, представлены далее.

  1. Уменьшение изменчивости процесса производства как фактор повышения качества (Шухарт).
  2. Управление качеством на основе цикла PDCA (цикл Деминга-Шухарта).
  3. Три прагматические аксиомы и четырнадцать постулатов концепции Деминга.
  4. Непрерывное развитие управления качеством на основе пространственной спиральной модели (модель Джурана).
  5. Теория бездефектного изготовления продукции (метод Кросби).
  6. Теория всеобщего управления качеством Фейгенбаума как прообраз TQM, которая базируется на механизмах контроля качества и его непрерывного повышения. Если первый механизм обеспечивает удержание ключевых параметров на заданном уровне, то второй обеспечивает постоянное развитие бизнеса. Настоящая методика также предполагает непрерывное совершенствование системы управления качеством в компании.

Ключевым результатом огромного объема работы, проведенной учеными за истекший период, стали принципы TQM, которые нашли отражение в том числе и в ГОСТ Р ISO 9000-2011.

принципы управления качеством
Восемь принципов управления качеством. Источник: ГОСТ Р ISO 9000-2011

Прежде чем мы перейдем к УКП, хотелось бы сделать несколько замечаний. Качество проектной организации и создаваемого в нем продукта непосредственно связано с уровнем СМК, действующей в компании на момент проектной реализации. И КСУП, и локальная система управления качеством проекта продолжают «вниз» иерархию СМК, являясь ее подсистемой и локальным блоком соответственно.

общий менеджмент и менеджмент качества
Взаимосвязь понятий, относящихся к общему менеджменту и менеджменту качества
(нажмите для увеличения)

Трактовка управления качеством институтом PMI

PMI PMBOK функциональную сферу УКП ориентирует, соответственно, на стандарты серий 9000 и 10000. В зонах пересечений с группами процессов управления рекомендуется организовать выполнение трех процессов: планирование управления качеством, его обеспечение и контроль. Стандарт очень четко и наглядно разделяет понятия качества и сорта, используя пример сортности программного продукта.

В Руководстве PMBOK дана интерпретация понятий точности и прецизионности. Помимо общепризнанных в ISO принципов TQM, PMI также вводит элементы: ответственность руководства и стоимость качества (cost of quality). Речь идет о потенциале отдельного инвестиционного режима относительно обеспечения требуемых характеристик проектного продукта. С этой целью приводится несколько более широкое толкование применения основных инструментов к разным процессным группам управления (обратите внимание на схему, показанную ниже, где добавлен, кроме прочего, цикл IPECC).

связь инструментов качества с процессами управления проектами
Схема взаимосвязей инструментов качества с группами процессов управления проектами. Источник: Руководство PMBOK
(нажмите для увеличения)

Из схемы мы видим, что планирование УКП начинается уже на концептуальной фазе проекта и на стадии его разработки. Это означает, что процессы инициации и планирования в рассматриваемом вопросе интегрированы друг в друга с самого начала. Среди инструментов планирования стандарт отмечает широкую гамму методов. Помимо уже названного, это и бенчмаркинг, и эксперименты, и выборочный контроль и многое другое. Иными словами, в стандарте заявлен практически исчерпывающий перечень средств, которыми располагает современный TQM. Процесс планирования среди своих выходов демонстрирует целевые установки, которые ему надлежит реализовать, а именно:

  1. Создание плана УКП. В него включаются также и стандарты качества для данного проекта.
  2. Разработка плана совершенствования процессов. Это вполне резонно, поскольку непрерывное совершенствование системы управления качеством проекта является одним из основных принципов методологии.
  3. Создание метрик качества.
  4. Выдача контрольных списков проверочных процедур.
DFD процесса планирования управления качеством
DFD процесса планирования управления качеством. Источник: Руководство PMBOK
(нажмите для увеличения)

В стандарте подробно рассмотрены методы и инструменты планирования, применяемые при УКП. Помимо сравнительного анализа затрат и выгод на указанные цели уделено внимание видам затрат на отказы и основным семи инструментам качества. Визуальная модель набора этих инструментов показана ниже.

семь инструментов качества
Визуальный образ из семи инструментов качества. Источник: Руководство PMBOK
(нажмите для увеличения)

Обеспечение качества проекта является вторым процессом УКП в методологии ANSI PMI. В данном процессе воспроизводится процедура аудита качества проекта, которую выполняет эксперт по качеству. На его выходе также возникают рекомендации по обновлению и актуализации планов проекта, создается новый задел для пополнения активов организационных процессов, что означает:

  • сохранение возникшего опыта лучших практик;
  • рекомендации, обеспечивающие развитие более эффективных способов работы проектной команды;
  • выявление несоответствий, расхождений и недостатков в обеспечении качества;
  • набор статистики по вкладу каждого аудита в создание успешного опыта.
DFD обеспечения качества проекта
DFD обеспечения качества проекта. Источник: Руководство PMBOK
(нажмите для увеличения)

Третий процесс управления в исследуемой функциональной области называется «контроль качества». Здесь происходит непосредственное сравнение характеристик продукта с заданными параметрами, установленными согласно исходным требованиям от заинтересованных сторон. В случае обнаружения отклонений в пределах, превышающих нормативные, должно возникнуть обновление плана по качеству, выданы рекомендации по переработке проектных результатов. В ходе контроля причины дефектов и отклонений должны быть обнаружены и локализованы так, чтобы они не повторились в новых проектных задачах. На основе полученных выводов силами PM база извлеченных уроков должна быть пополнена.

DFD контроля качества проекта
DFD контроля качества проекта. Источник: Руководство PMBOK
(нажмите для увеличения)

Позиция НТК и PRINCE2 по проектному качеству

В предыдущем разделе мы убедились, что ANSI PMBoK Guide в вопросах УКП вобрал в себя самое лучшее и передовое из стандартов ISO. Казалось бы, добавить здесь уже нечего. А что на этот счет рекомендуют два других распространенных в России стандартов в области управления проектами? НТК СОВНЕТ рассматривает управление качеством проекта как часть общекорпоративной системы менеджмента качества (СМК), которая, в свою очередь, строится на основе стандартов ISO 9000:2011 и 10006:2003. Понятие качества проекта в НТК идентично PMBOK и ГОРСТ Р ИСО 9000-2011. Процессы УКП охватывают все стороны и фазы жизненного цикла реализации проекта, а именно следующие виды качества:

  • продукта;
  • работ в ходе проектной реализации;
  • используемых ресурсов (материалов, оборудования, сырья и т.п.);
  • решений разных видов (управленческих, проектных, организационных).

С позиции национального стандарта процедуры УКП включают пять следующих стадий управления.

  1. Стадия концепции или инициации.
  2. Стадия планирования.
  3. Стадия организации управления и контроля.
  4. Стадия анализа состояния и регулирования обеспечения качества.
  5. Стадия закрытия УКП.

В стандарте PRINCE2 качество определяется как некая сумма функций или характеристик продукта, необходимость которых определяется заявленными ожиданиями и потребностями. Набор операций по руководству и обеспечению контроля в отношении качества определяют управление качеством. И в отношении УКП британский стандарт выделяет две части: планирование и контроль качества. Контрольную функцию PRINCE2 разделяет на внешний и внутренний контроль. Внешний контроль делает акцент на качестве уровня всей организации, а не только отдельного проекта.

процедуры качества проекта в PRINCE2
Схема процедур качества проекта в PRINCE2
(нажмите для увеличения)

Выше представлен пример схемы планирования качества проекта на основе стандарта PRINCE2. Надо помнить, что данный стандарт ориентирован на продуктах с первых шагов разработки проекта и даже до ее начала. Важно, чтобы в результате планирования каждый продукт получил описание, которое включает критерии качества, способы оценки продукта, выбранный метод качества, используемый при его разработке и приемке. В этот процесс также входит придание привлеченным людям определенных обязанностей и соответствующей ответственности за вопросы качества. Метод проверки качества проекта в стандарте предполагает применение специальной техники оценки. Ее задача в том, чтобы убедиться: продукт проекта отвечает стандартам качества заказчика и критериям, перечисленным в описании продукта. Метод включает в свой состав определенные структуру и роли участников контроля.

В настоящей статье мы выполнили обзор самых распространенных подходов УКП в проектной практике. Конечно же, вся идеология строится вокруг рекомендаций TQM и стандартов ISO. С учетом проектной специфики эта методика реплицирована в основных международных и национальных стандартах по управлению проектами. Материал этот весьма объемен и зависит от конкретного подхода, поэтому проект-менеджер, приступая к разработке проекта, должен представлять, как быстро он может актуализировать методику работы, исходя из предпочтений заказчика и организаций-участников.

Похожие публикации