Возможности презентации проекта
Содержание
Коммерческий лейтмотив коммуникаций, в которых происходит контакт с заинтересованными сторонами проекта с целью передачи представления о нем, в последние десятилетия рассматривается вполне естественно. В каких случаях представление проекта вызвано деловой и процессуальной необходимостью? Кто является в этих случаях объектом убеждения? Как достигать успеха от проводимой презентации? Какие контактные формы и методы предпочтительны? На эти и другие вопросы, связанные с проектной презентацией, мы постараемся получить ответ.
Типы презентаций проекта
Войдем в информационное поле предметной области. Презентация с позиции эмпирического сознания рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны, это целенаправленная процедура, некий этически и традиционно сложившийся ритуал. Он совершается для представления предмета коммуникационного взаимодействия двух сторон: субъекта и объекта убеждающего воздействия. И мы речь ведем о бизнес-коммуникациях, то есть об определенной форме общения между людьми, в котором хотя бы одна из сторон ставит перед собой цель извлечения прибыли или получения иной выгоды.
С другой стороны, презентация в деловой сфере имеет свою сложившуюся визуально-логическую форму. Традиционно такая форма ассоциируется у нас с интерфейсом, дизайном и логикой построения офисного приложения компании Microsoft Power Point. Форма всегда вторична относительно содержания, но она существенно облегчает процедуру представления важной информации в бизнес-коммуникациях. С позиции правил делового оборота такая форма представления выступает как отдельная система сигналов, на которую объект убеждения автоматически настраивает свое восприятие. И с этой точки зрения важно соблюдать определенные правила оформления презентации.
Мы помним, что проект как уникальное явление, в первую очередь, рассматривается с позиции жизненного цикла инвестиционного мероприятия. Во вторую очередь, проект реализуется как последовательность выполняемых процессных групп. И первые, и вторые имеют между собой определенную логическую связь, которая наиболее полно проявляется во время фиксации вех, важнейших событий проекта, в которые часто возникает вопрос о дальнейшей судьбе уникальной задачи.
В такие переломные моменты можно сформулировать пять основных типов презентации проекта.
- Представление основной идеи проекта заказчику. Это событие может происходить, например, на сессии стратегического планирования или в индивидуальном обращении к руководству инициатора проектной реализации.
- Презентация проектного мероприятия потенциальным инвесторам. Когда фаза концепции подходит к концу, бизнес-план инвестиционного проекта, как правило, достигает уровня готовности, и появляется возможность представить его для целей решения вопроса о привлечении средств.
- После решения вопроса о старте проекта он должен быть представлен команде исполнителей для ознакомления с составом задач, подлежащих решению.
- На стадии реализации текущее состояние проекта обязательно должно представляться или проектному комитету, или группе стратегического контроллинга, т.е. органу, который отвечает за то, чтобы тактика реализации корпоративного портфеля была действенной и результативной.
- Обзор результатов закрытого проекта, уроки, извлеченные в ходе работы над ошибками, в обязательном порядке докладывается и руководству, и коллегам для накопления знаний компании.
Кто что кому продает?
В литературе считается, что представление проекта инвесторам в момент, когда демонстрируются бизнес-план и его основные итоги, является самым важным событием во всех внешних коммуникациях, связанных с его воплощением. Это действительно так, поскольку цена вопроса здесь самая высокая. Можно сделать безупречный план нового бизнеса на гениальной коммерческой или инновационной идее, но выполнить не совсем грамотное с позиции убедительности представление, и проект окажется несостоятельным.
Такое имеет место быть не только с внешними инвесторами, порой внутренний заказчик в лице первого руководителя компании-проектоустроителя и есть основной инвестор. И ЛПР должно четко осознавать в конце презентации, что проект заслуживает внимания с точки зрения достойной альтернативы другим инвестиционным предложениям. Тем не менее, для нас, как лиц, заинтересованных в успехе проектного замысла, имеют значение результаты представительских действий на всех стадиях его воплощения.
Выше вашему вниманию предложена таблица, в которой даны характеристики презентационных мероприятий, связанных с проектом, проводимых на разных этапах его исполнения. Особое место в ней занимают цель и предмет коммуникаций, продажный контекст которых хоть и отдает некоторым цинизмом, тем не менее, наиболее точно отражает реальные задачи, которые ставит перед собой субъект презентации. Презентация планируемого инвестиционного проекта на основании полностью готового бизнес-плана – это не просто акт продажи. Большую роль в ее успехе играет подготовка к мероприятию представления, в которую включается следующее.
- Подготовка к убеждающему воздействию на объект коммуникации.
- Оформление презентации в Microsoft Power Point.
Почему мы оперируем термином «убеждающее воздействие», когда готовимся представить потенциальным инвесторам бизнес-план и вступить с ними в переговоры? Дело в том, что стратегический инвестор не испытывает недостатка в предложениях. Его переговорная позиция весьма сильна, и в понимании вашего контрагента должно произойти экстраординарное событие, чтобы он обратил внимание на представляемый проект и предлагаемые ему цифры. И это не эффект шоу, не состояние WOW-эффекта, хотя и такое возможно во время презентации. Инвестор может проявить интерес к предложениям, если почувствует профессионализм в многогранных нюансах информации и выступления.
Поэтому очень важно, чтобы стратегия и тактика взаимодействия компании-проектоустроителя и потенциального инвестора выстраивались профессионально. А как известно, профессионализм не терпит чистого искусства и экспромта. Доля технологии и кропотливой рутины никак не может быть меньше 80%. Отсюда следует, что требуется системный технологический подход к презентации. Таким подходом может быть технология убеждающего воздействия (УВ). Во-первых, она не чужда продажным коммуникациям, во-вторых, она системна.
Правила УВ для презентации проекта
Допустим, мы имеем дело с проектом по производству и выводу на рынок новой продукции. Под него компания намерена создать отдельную единицу бизнеса. Бизнес-план разработан группой в составе экономиста по инвестициям, маркетолога и заместителя главного инженера. Генеральный директор лично договорился о презентации проекта с тремя крупными инвесторами, его давними знакомыми. Вопрос: кто должен готовить и проводить встречу с презентацией? Ответ: уровень личностной силы докладчика должен быть релевантным уровню объекта убеждения, то есть непосредственно фигуры потенциального инвестора, или ниже его, но не более, чем на две ступени условной иерархии.
Большое значение имеют коммуникативные навыки докладчика, его убедительность и способность демонстрировать внутреннее равновесие и уверенность. Предположим, подходящий человек есть – это коммерческий директор, который к тому же разбирается в вопросах экономики. В таком случае, правильно было бы подготовить презентацию группой разработчиков бизнес-плана, а само представление сделать от лица названного выше руководителя в присутствии генерального директора. Такая тактика бывает оправданной, особенно если именно коммерческий директор планируется на роль куратора проекта.
Подготовка к выступлению должна быть тщательной и занимать время в соотношении 10:1. Иными словами, если длительность презентации составит 15 минут, то подготовка должна быть не менее 2,5 часов. В подготовке субъекту УВ может помочь представленная выше модель формирования нужного внутреннего состояния. При этом нашему докладчику следует применить определенные правила.
- Уточнить цель выступления, вербализовать ее и прописать на бумаге.
- Несколько раз пройтись по презентации вместе с группой разработки до тех пор, пока все существенные моменты бизнес-плана не будут уяснены полностью.
- Проверить свою конгруэнтность, принятие идеи проекта. Поднять уровень своей убежденности, трансформируя собственные страхи или состояние эйфории в форму спокойной уверенности. Это самая сложная задача подготовки, зависящая от личной силы человека.
- Проработать социологический и психологический портрет объекта убеждения – потенциального инвестора. Главная тактика презентации – найти вербальные атрибуты единой системы ценностей со слушателем и сделать акценты на ее добродетельных сторонах. Например, инвестор может высоко оценить честность в оценке возможных рисков, кропотливость в подтверждении и обосновании данных и т.д.
- Выстроить логику выступления в парадигме технологии убеждающего воздействия. В презентации должны прозвучать основные аргументы, среди которых доминировать будет хороший потенциал нормы доходности.
- Поработать над своим внешним имиджем, дооформить презентацию образными выражениями, метафорами, сравнениями. Наполнить выступление живостью, артистизмом, энергией. Это достигается за счет процедуры самотренинга.
- Подготовиться к возможным вопросам и полемике. Отработать организационно-процедурный аспект презентации (техника, помещение, возможные помехи и т.п.).
Оформление и выступление
В настоящей статье я не пытаюсь научить искусству презентации или технологиям убеждения. Для этого существуют подробные монографии, длительные семинары и тренинги. Мне бы хотелось расставить некоторые акценты, чтобы оказавшись в роли докладчиков перед инвесторами, мы чаще достигали успеха. Под успехом презентации я понимаю возникший со стороны слушателей интерес. Тогда проект получает свой шанс, на него обращают внимание, и переговоры об участии инвесторов в бизнесе могут иметь продолжение.
Также я не рассматриваю исключительного случая презентации бизнес-плана, который подготовил предприниматель в надежде найти партнера по бизнесу или заемщика на приемлемых условиях. Нас интересует более широкий вариант, когда действующая компания ставит перед собой цель привлечь дополнительные средства стратегического инвестора или инвестиционного банка. Чтобы сделать грамотную презентацию, требуются определенные усилия и выполнение ряда рекомендаций оформительского и процедурного уровней.
Выше показана типовая структура презентации. Ее цель состоит в обеспечении наглядного и лаконичного представления о проекте. Важно сделать выступление кратким, на доклад отводится 7-8 минут и столько же времени планируется на возможные вопросы. Правила оформления презентации просты:
- популярный незамысловатый шрифт;
- размер шрифта не менее 14;
- максимум 3 цвета на слайде;
- высокий контраст изображения;
- отсутствие сложной анимации;
- умеренное применение диаграмм, графиков и рисунков;
- отказ от трехмерных диаграмм, колонтитулов и всего, что может отвлечь внимание;
- использование правила «1х6х6» (одна идея в одном слайде, максимум шесть строчек в слайде, максимум шесть слов в строчке).
В заключение несколько рекомендаций по проведению презентации.
- Перед докладом войти во внутреннее равновесное состояние.
- Представиться.
- Помнить, что вы совершаете акт убеждающего воздействия с целью возбудить интерес к проекту.
- «Продавать» в коммуникации компанию, выгоды проекта и проектную команду.
- Иметь тезисы выступления в кармане и говорить своими словами.
- В конце выступления совершить действия по «закрытию сделки» путем лаконичного призыва к действию, например: «обращаю внимание на выгодность предложения и надежность расчетов».
- После вероятных вопросов кратко описать дальнейший план действий по взаимодействию сторон.
В настоящей статье мы рассмотрели основные типы презентаций, выполняемых на стадиях реализации инвестиционного проекта. Самая сложная из них состоит в представлении итогов бизнес-планирования потенциальным инвесторам или кредитным учреждениям. Несомненно, такой опыт находится на острие коммуникационных навыков высокого класса. И в этом я желаю успеха не только PM, но и руководителям высшего звена управления, ибо соблюсти достоинство в роли просящего – задача отнюдь не простая, как может показаться на первый взгляд.