Проблемы инвестиций в бизнес

Проблемы инвестиций в бизнес

Наука логика позволяет нам воспользоваться правилами определения такого явления, как инвестиции в бизнес, отделяя его от большого множества понятий, которым руководствуются методисты и практики в повседневной реальности инвестиционных проектных событий. Тема эта имеет определенные сложности, потому что отражает текущую внутреннюю и внешнюю ситуацию жизнедеятельности нашей экономики, уровень ее развития и взаимосвязи с родственными понятиями происходящих инвестиционных процессов.

Сущность понятия инвестиций в проекты масштаба бизнеса

Рассматриваемое явление выражается тремя связанными друг с другом словами: «инвестиции», «бизнес», «проекты». Как уже было замечено во введении, логика оперирует замечательным правилом необходимости и достаточности для выделения тех связей и предметов, которые должны составить значение определяемого термина. И поскольку мы имеем дело со сложной составной категорией, воспользуемся предлагаемыми логическими рекомендациями.

Согласитесь, не каждый вид инвестиций требует проектной формы (например, покупка автомобиля или пакета акций). Не каждый проект реализуется с привлечением инвестиций, вернее существенных инвестиций (например, проект организационных преобразований в компании). И уж, разумеется, не всякие проекты и инвестирование реализуются с коммерческим посылом в интересах получения последующей прибыли (например, инвестиционные проекты строительства школы и создания муниципального интернет-сайта). Так что же тогда представляют собой инвестиции в бизнес в форме проектов?

Понятие «инвестиции» было приведено в статье, посвященной содержанию современной инвестиционной деятельности. Предлагаю уточнить понятия «бизнес» и «бизнес-проекты» с тем, чтобы легче было их соединить в исследуемую комплексную категорию. Бизнес неразрывно связан с определением предпринимательской деятельности, являющейся одним из ключевых понятий гражданского законодательства. Далее в целях напоминания привожу выписку из статьи 2 ГК РФ, где дано соответствующее определение.

определение предпринимательской деятельности
Определение предпринимательской деятельности. Выписка из пункта 1 статьи 2 ГК РФ

Под бизнесом для целей настоящей статьи будем понимать не только собственно предпринимательскую деятельность по представленному определению. К нему отнесем также комплекс отношений, сопутствующих предпринимательской деятельности, таких как:

  • материально-вещественные;
  • правовые;
  • производственные;
  • финансовые;
  • трудовые;
  • властно-иерархические;
  • императивно-предписывающие и другие виды отношений.

Бизнес-проект – это уникальная проектная задача запуска бизнеса как объекта предпринимательской деятельности в полноте запланированного комплекса отношений, обеспечивающих генерацию прибыли в ожидаемых инвестором размерах. Таким образом, инвестиции в бизнес – это денежные средства, иное имущество, имущественные и иные права, вкладываемые в проекты запуска бизнеса в целях получения прибыли в запланированные сроки.

В данном определении указаны предмет вложений, цель инвестирования и его объект – бизнес, запущенный на полную мощность в результате реализации проекта. Инвестиционная задача может быть поставлена еще шире. Ее результат запланирован как закрытый или проданный бизнес после получения заданной прибыли в запланированные сроки. Поэтому важно понимать, какую задачу решает инвестирование средств: узкую (запуск) или широкую (несколько этапов или весь ЖЦ бизнеса).

Способы инвестирования в проекты уровня бизнеса

До сих пор я не касался вопроса об организационно-правовой форме инвестируемого бизнеса. Укрупненно возможны две формы: индивидуальный предприниматель и коммерческая организация в одной из форм юридического лица (ООО, АО, ПАО и т.д.). Архитектура и масштаб бизнеса зависят от организационно-правовой формы, отрасли деятельности, размера вложенных инвестиций и стадии жизненного цикла бизнеса. Для простоты далее будем рассматривать в качестве объекта бизнес в форме юридического лица (предприятия).

обсуждение инвестиций в бизнес

Субъектом инвестирования может выступать любое физическое или юридическое лицо, лицо, уполномоченное государственными органами, и так далее. Этот вопрос мы неоднократно рассматривали в других статьях. Большое значение для определения способов инвестирования в бизнес имеет понимание:

  • кто является субъектом инвестиций;
  • какими ресурсами он обладает;
  • каковы кредитная история субъекта и показатели его финансового равновесия;
  • какова потенциальная структура внешних источников финансирования.

Инвестиции в бизнес в самом простом случае реализуются за счет средств инвестора из собственных средств в денежной форме. Однако, на мой взгляд, простая форма вложений не является самой надежной и правильной. В силу того, что данные проекты относятся к реальным инвестициям, они подразумевают определенные риски, которые нужно учитывать. Наличие свободных средств не является гарантией тщательности анализа и расчетов по предстоящим вложениям. Помимо простой денежной формы различают целый ряд способов привлечения ресурсов и инвестирования в бизнес.

  1. Инвестирование в бизнес за счет заемных средств или комбинированно с собственными средствами.
  2. Привлечение соинвесторов в проекты.
  3. Дополнительная эмиссия акций и размещение на IPO. Применяют публичные акционерные общества (достаточно крупный бизнес).
  4. Получение целевого бюджетного финансирования под государственные и муниципальные программы, в том числе и в форме грантов, выигранных на различных конкурсах проектов.
  5. Участие в программах государственно-частного партнерства (ГЧП), представляющих интерес для общества и для инвестора (вариант для крупного бизнеса).
  6. Использование ипотеки как формы инвестирования в бизнес. Это перспективное направление для всех без исключения типов инвесторов от ИП до крупных компаний.
  7. Применение лизинговой модели инвестирования в условиях ограниченности ресурсов и для целей налоговой оптимизации. Универсальный способ для бизнеса, ведущего полноценный учет хозяйственной деятельности (ОСНО).
  8. Применение принципов проектного финансирования.
  9. Применение краудфандинга (форма народного инвестирования). Новое направление инвестиций в бизнес за счет добровольных вложений больших групп людей на компенсационной или безвозмездной основе. Подходит для малого бизнеса.

Значение планирования бизнеса в инвестиционном процессе

Обоснованным подходом к инвестированию является применение способа вложений средств, источники которых структурированы как внутри компании-инициатора, так и перед финансовыми посредниками. Ответственность остается за инвестором, но она оказывается интеллектуально разделенной с независимыми экспертами в лице тех же банков или мажоритарных акционеров. Не всегда позиции проекта и инвестора выглядят идеально. Такая ситуация часто возникает для небольших компаний и для перекредитованных инвесторов, хотя они могут быть представителями крупного бизнеса.

Таким образом, независимо от источника запроса, проекты требуют хорошего обоснования. В любом случае развертывается серьезная работа, основанная на методике бизнес-планирования. По существу, бизнес-план представляет собой результат работы по комплексному и детальному обоснованию основных позиций инвестиционного проекта и оценке его эффективности. Бизнес-план – это документ, который позволяет установить целесообразность вложений в бизнес, определить его жизнеспособность. Он необходим не только для инвестора и кредиторов, но и для автора бизнес-идеи, который часто начинает с идеальных, не совсем объективных воззрений.

Обычно понятия «инвестиционный проект» и «бизнес-план» разделяются между собой, но с позиции проектирования бизнеса с нуля, которое подразумевается в понятии «инвестиции в бизнес», проект и бизнес-план оказываются структурно близкими. Бизнес-план решает задачу проектирования всего бизнеса от начала и до конца или до полномасштабной эксплуатационной фазы его развития. Объектом планирования является вновь создаваемое предприятие. Лицами, заинтересованными в бизнес-плане, выступают участники проекта, схема взаимодействия которых представлена далее.

схема взаимодействия участников бизнес-проектов
Схема взаимодействия участников бизнес-проекта, заинтересованных в бизнес-плане

Рассмотрим задачи бизнес-плана для целей инвестиций в бизнес.

  1. Обоснование целесообразности создания нового бизнеса.
  2. Определение необходимого объема финансирования проекта с раскладкой по времени.
  3. Определение структуры источников финансирования бизнес-проекта.
  4. Результаты расчета поступлений прибыли в ходе развития нового бизнеса.
  5. Подбор проектной команды для реализации бизнес-проекта.

Мы рассмотрели вопрос особой группы инвестиций, связанных с созданием нового бизнеса, проектированием его и планированием запуска. В процессе осмысления основных аспектов стали очевидны ключевые проблемы данного процесса. В первую очередь, я выделил бы силу самой бизнес-идеи, без которой все дальнейшее имеет небольшой смысл. Ее состоятельность подтверждается результатами бизнес-плана, который является обязательным условием проекта. Затем решается задача поиска источников финансовых ресурсов, которая может стать затруднением для реализации замысла.

Очевидно, что такую задачу значительно легче решить крупному инвестору, поскольку у него выше и ресурсный потенциал, и присутствуют для этого квалифицированные кадры. Тем не менее, я считаю, что все проблемы носят инструментальный характер, а финансовые средства могут быть изысканы всегда. И молодость компании – вовсе не помеха. Значение имеет сила позиции, намерение и грамотный проектный подход.

Похожие публикации