Расчет окупаемости проекта на уровне замысла

Расчет окупаемости проекта на уровне замысла

Мы вновь возвращаемся к теме оценки эффективности инвестиционного проекта. На этот раз будет рассмотрен исходный момент осмысления инициатором самой идеи продуктивного вложения средств. Это время, когда еще не получено разрешение на инициацию проекта, а ключевой замысел только рождается. Что происходит в голове автора идеи? Как ему убедить себя или заказчика, инвесторов, что «игра стоит свеч»? Представляется, что первым аргументом в сознании человека дела в этот момент возникает срок окупаемости проекта.

Упрощенный взгляд на вопрос окупаемости

В отдельной статье мы уже говорили с вами про способы учета окупаемости проекта. Развивая эту тему, следует заметить, что окупаемость проекта подлежит расчету несколько раз до момента непосредственного запуска инвестиционных процедур в реализацию и как минимум один раз – по факту оценки их результатов. В целом же срок окупаемости инвестиций рассчитывается сначала инициатором, а затем разработчиком бизнес-плана или бизнес-кейса.

Предварительно определить простой срок окупаемости инвестиционного проекта инициатора побуждает поиск элементарного смысла дальнейшей работы над идеей. А при оценке эффективности экономист-аналитик обязан оценить данный параметр в составе других показателей (NPV, IRR, PI, MIRR) для того, чтобы оценка носила комплексный характер. При этом выполняется дисконтированный вариант расчета. Впрочем, идея показателя «простой срок окупаемости инвестиций» (PP, Payback Period) состоятельна для обоих подходов.

PP, рассчитываемый на концептуальном уровне, психологически и организационно порой определить бывает труднее, чем тогда, когда большой объем исследований и набора данных произведен в рамках бизнес-планирования. Для этого у инициатора уже должна быть статистика продаж и операционных расходов подобного вида деятельности. Либо этой информацией его наделяет поставщик оборудования, который помогает автору идеи установить также и объем предстоящих инвестиций.

Представим себе достаточно простой вид инвестиционной задачи в медицинском бизнесе: освоение новой лечебной услуги на основе современного высокотехнологического оборудования. Допустим, что идея пришла управляющему после посещения им очередной выставки. Прибыв в свою клинику, он «загорелся» мыслью внедрить новшество во врачебную практику. Достав буклеты фирмы производителя, руководитель решил определить простой период окупаемости инвестиций и выйти на мажоритарных акционеров с предложениями. Рекламные проспекты по оборудованию как раз часто используют показатели PP и прибыльности для привлечения потенциальных покупателей.

формула расчета PP
Формула расчета PP

В первую очередь, предстояло определиться с размерностью шагов расчетного периода (месяц, год). Размер инвестиций установить не составило труда согласно условиям поставки, монтажа и обучения от торгующей организации. Сложнее дело обстояло с оценкой уровня продаж новой услуги и текущих расходов. И здесь также помог продавец технологии. Всегда есть способ проверить нужные сведения, обратившись с просьбой предоставить возможность получить консультацию в клинике, успешно применяющую оборудование в другом регионе. Наш управляющий позвонил в несколько мест, выяснил данные и затем сравнил экспертную информацию. Полученные сведения он внес в таблицу, представленную ниже, и произвел расчет PP.

пример расчета PP для проекта
Пример расчета PP для проекта внедрения новой услуги на базе современной технологии

Мы рассмотрели частный случай зарождения и первичной проверки идеи локального инвестиционного проекта. Такое в российской действительности происходит нередко, особенно в компаниях малого и среднего бизнеса. Первичная самодиагностика имеет большую ценность, особенно если она оперативна и лаконична. В этом инициатору хорошо помогает простой срок окупаемости инвестиций – именно тот показатель, который позволяет быстро принять решение о ценности замысла и целесообразности его развития.

Похожие публикации