Организационный раздел бизнес-плана

Организационный раздел бизнес-плана

Неоднократно в наших статьях мы размышляли о том, что процесс бизнес-планирования априори является итеративным. Он реализуется по некой расширяющейся спирали. Я ни разу не видел, чтобы все нюансы планирования нового бизнеса или направления были отработаны группой разработчиков за один «присест». Перед кульминационным финансовым разделом и анализом эффективности в большинстве общепринятых методик принято включать организационную часть. Такой подход к организационному плану в бизнес-плане проекта логически оправдан. Приглашаю вместе разобраться с назначением и составом данной части документа.

Суть вопросов организации в бизнес-планировании

Менеджеры часто воспринимают слово «организация» на уровне эмпирического наития. Это неплохо. Но прежде, чем рассматривать организационный план как один из разделов бизнес-плана, не мешало было бы вспомнить, а что мы понимаем под самим понятием организации. Традиционно она воспринимается как:

  • некое свойство, характеризующее степень упорядоченности объекта изучения (организация мероприятия на высоком уровне, уровень организованности сотрудника низкий);
  • управленческий процесс или функция (менеджер организовал сотрудников на выполнение поставленной задачи);
  • собственно объект деятельности, объединение физических, юридических лиц или учреждение (предприятие, фонд, некоммерческое образовательное учреждение и т.п.).

Все эти три позиции важны с точки зрения бизнес-плана. Но не менее важным является организационный аспект среды бизнеса. Современный подход здесь склоняется к рассмотрению бизнеса, в том числе и вновь открываемого, как отрытой системы, связанной с внешним миром. При этом, разрабатывая бизнес-план, его авторы должны стремиться к проактивному моделированию внешней среды и внутренних условий организации. Благо, возможности для этого постоянно расширяются. Внешняя среда обычно делится два уровня:

  • прямого влияния;
  • косвенного воздействия.

К первому уровню относятся те субъекты отношений, которые способны извне воздействовать на организацию напрямую и получающие от нее обратную связь. Среди таких представителей внешней среды: покупатели, поставщики, конкуренты, трудовые ресурсы, органы государственной власти. Последние две группы для организации бизнеса имеют одно из ключевых значений. Это связано с тем, что рынок труда неизбежно становится мобильнее, все более подстраиваясь под проектную парадигму. Государство начинает понимать, что новый бизнес, особенно малый, необходимо поддерживать. Возникают соответствующие программы на федеральном и региональном уровнях.

Факторы косвенного влияния на организацию нас будут интересовать в меньшей степени, поскольку они в основе своей относятся к стратегическому аспекту управления и в организационный план практически не попадают. Отметим лишь некоторые из факторов косвенного воздействия: политическая ситуация, состояние экономики, демография, уровень развития технологии и культура производства.

Состав организационного раздела

Нам следует помнить, что организационный план документа «бизнес-план» и организационная часть непосредственно проекта, которому он принадлежит, отличаются между собой по сути и содержанию. Этот вопрос уже поднимался в статье на тему о месте бизнес-планирования в деловой активности. Я исхожу из позиции, что бизнес-план в первую очередь позволяет заказчику принять взвешенное решение о судьбе проекта. Стоит ли вкладывать собственные средства, привлекать инвесторов, займодателей для его реализации или нет. Идея может быть сама по себе не состоятельна, а может быть она хороша, но проработка ее никуда не годится. Причем иерархия проработки должна быть следующая.

  1. Присутствие достаточного опыта и инфраструктуры для реализации идеи.
  2. Принятие рынком идеи и ее маркетинга.
  3. Технологическая и техническая новизна.
  4. Производственные возможности.
  5. Организационное обеспечение реализации идеи.
  6. Финансовая динамика бизнеса и оценка эффективности проекта.
  7. Имитационное моделирование.

Нельзя сказать, что организационный план главный. Главное, все же, финансы. Вместе с тем, уровень организации определяет большой блок финансового успеха замысла проекта. Состав элементов данного раздела во многом определяется типом проекта и уровнем компании-проектоустроителя. Например, малый и средний бизнес совершенно иначе подходят к налогово-организационной модели, чем крупный градообразующий или олигополистический.

Основная международная методика UNIDO выделяет следующие элементы организационного раздела.

структура бизнес-плана по методике UNIDO
Выписка из структуры бизнес-плана по методике UNIDO

В целом нужно придерживаться общепринятых принципов международной практики, тем более, если инвестор высокого уровня. Но не надо забывать и о российских особенностях. Я не говорю сейчас про национальную забаву – «серые схемы», хотя и это присутствует, что греха таить. Каждый бизнесмен должен помнить, что входной билет на рынок включает организационно-налоговую модель, которая в условиях конкуренции позволяет выкроить 5, а то и 10% прибыли. Это общепринято, но не принято об этом говорить, хотя и значимо. С учетом сказанного я бы предложил следующую модель состава организационного раздела бизнес-плана применительно к среднему и малому бизнесу.

состав организационного раздела бизнес-плана
Авторский вариант состава организационного раздела бизнес-плана
(нажмите для увеличения)

Некоторые нюансы разработки раздела

Каждый из подраздела организационного плана заслуживает отдельного рассмотрения. Особенно это касается налогово-правовой модели, поскольку самое сложное – удержаться в очерченном национальным законодательством круге допустимых возможностей и не попасть в зону нарушений. Формы и наполнение правовых документов и обеспечения обычно при разработке не вызывают никаких трудностей. Правда, относительно условий контрактов с ТОПами нужно быть достаточно внимательными, чтобы не нарушить конфиденциальности и связанные с ней этические моменты.

Вопросам бизнес-моделирования мы уделим внимание в ряде статей, посвященных организационным аспектам и процессной парадигме управления. Построение бизнес-модели не всегда удается на этапе планирования, и все же укрупненно ее необходимо представлять в момент, когда план бизнеса только верстается. Одним из существенных моментов является кадровая политика и план по штатному расписанию.

В широком смысле слова, как любая политика управления, кадровая политика представляет собой систематический свод принципов, норм и правил, которые устанавливаются при работе с персоналом. Эти правила могут иметь разную степень осознанности для ответственных руководителей и могут быть ориентированы как на внутренние возможности компании, так и на внешний рынок труда. Принципы и нормы данной политики обязательно должны следовать стратегии компании, их а формулировки – быть соответствующими ей и однозначными для разных групп персонала.

функции кадровой политики компании
Общая схема классификации и функций кадровой политики компании

В узком смысле, с точки зрения проекта, кадровая политика являет собой набор конкретных правил, рекомендаций и ограничений во взаимоотношениях сотрудников нового бизнеса и организации как работодателя. Классификационно-функциональная модель кадровой политики представлена выше. В статье, посвященной подготовке бизнес-плана проекта, мы кратко затронули вопрос о значении плана по труду как основы для разработки ряда разделов бизнес-плана, включая и организационный план. Хотя термин «план по труду» пришел в современность из советского прошлого, но актуальность его не утрачена и по сей день.

Завершая настоящую статью, отмечу, что организационное планирование наиболее точно воспроизводит трансляцию стратегии развития компании-инициатора через политики и моделирование на разрабатываемый проект. Этот этап не может подменить собою процессы планирования собственно проекта, в том числе в части организации. Но без него финансовая часть бизнес-плана не может быть состоятельной, а значит, аргументы в пользу проекта нуждаются в обязательной проработке организационных аспектов.

Похожие публикации